Если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, дай удочку. Дать удочку и научить ловить рыбу Жизнь стала налаживаться


Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь» .

Другими словами, эта история повествует о следующем. Один человек подошел к рыбаку и умолял его дать ему рыбу. Старый рыбак в ответ промолвил: «Вместо того, чтобы дать тебе рыбу и пропитание на один раз, не лучше было бы, если бы я показал тебе, как рыбачить? Тогда ты смог бы прокормить себя» . Однако человек ответил, что его не интересует процесс обучения ловле рыбы. Голод, разгулявшийся в его желудке, подавил жажду знаний.

Эту же историю можно рассказать еще и по-другому. Это произошло у великой реки, когда огромное дерево упало в стремительные воды. Дерево было таким большим, что человек мог пройти по нему и рыбачить, чтобы добыть себе пропитание. Однажды, спустя некоторое время, великий мудрец решил сесть на это бревно, чтобы собрать свой рацион пищи на день.

Мудрец рыбачил довольно долго, и, наконец, поймал сказочно большую рыбу. С огромным удовлетворением он аккуратно положил ее рядом с собой на бревно. Это увидел молодой человек, проходивший мимо с женой и двумя детьми. Он осторожно приблизился к мудрецу и попросил рыбу, объяснив, что его семья нуждается в пище.

Старый мудрец с радостью предложил научить молодого человека, как поймать свою собственную рыбу, но сразу же получил упрек за такое предложение. Молодого человека не интересовало обучение мастерству. Он просто хотел получить немного пищи.

Старый мудрец остался твердым в своем решении предложить только обучение и отправил молодого человека восвояси. Между тем, он продолжал рыбачить и вскоре поймал рыбу еще больше прежней. Увидев это, молодой человек поспешил вернуться к бревну. Он умолял мудреца дать ему рыбу, ведь у мудреца, вне всякого сомнения, теперь ее было больше чем достаточно.

Мудрец смутился, думая, имеет ли смысл дать молодому человеку рыбу. В конце концов, у него теперь действительно было рыбы больше чем достаточно.

Пока мудрец раздумывал, какой же выбор сделать, на конце упавшего дерева появился свет. Вначале величие этого света напугало мудреца, ведь он только слышал о таких проявлениях из древних легенд, передаваемых учителями из поколения в поколение. Свет начал наполнять его энергией, какую ему никогда не доводилось ощущать прежде. Преисполненный благоговения, старый мудрец услышал низкий, звучный голос, обращающийся к нему. Свет говорил с ним с таким умиротворением и красотой, что мудрец сразу понял, что находится в присутствии великого и чудесного учителя.

И свет молвил.

«Старый мудрец, разреши мне выразить мысль. Если ты выберешь последовать ей, это изменит твою жизнь на все времена.

«Во-первых, вытащи из своего кармана точило, которое ты уже так давно носишь с собой. Пока мы говорим, начинай затачивать крючок, который ты привязал к своей лесе. Заточи крючок, как никто другой в этом мире. Сделай его таким острым, чтобы, когда рыба возьмет его в рот, она бы не почувствовала боли. Затем, когда будешь готов, помолись вместе со мною таким образом:

Я взываю к Творцу с просьбой помочь мне разыскать самую старую рыбу в реке, готовую покинуть это измерение, так как испытала все, что суждено было испытать. В этом Свете, укажи ей путь к моей лесе. Зная, что жизненный план рыбы завершен, и что я заточил мой крючок так хорошо, мы объединимся, чтобы выполнить наши путешествия.

Когда свет закончил говорить, мудрец закинул в воду свой только что заточенный крючок и через мгновение вытащил огромнейшую рыбу. Не дожидаясь, пока мудрец начнет праздновать новообретенную ясность, свет заговорил снова.

«Если ты посмотришь на берег, то найдешь более легкую лесу. Приделав крючок к более легкой лесе, ты сможешь закидывать его в более глубокие части реки и ловить рыбу еще больших размеров».

Старый мудрец сделал так, как предложил свет. Его усилия вновь были вознаграждены, и он вытянул из воды рыбу еще больше. А затем еще и еще.

Он думал, что уже достиг наилучших возможных результатов, но тут свет дал мудрецу еще одно наставление - сконцентрироваться на своем запястье. Сгибая запястье сильнее при забрасывании лесы, он смог бы отправить крючок еще дальше.

Вскоре куча рыбы стала такой большой, что мудрец почувствовал удовлетворение от своих достижений. Он отложил в сторону рыбу для еды на этот день, а остальную отпустил обратно в воду.

Затем мудрец вспомнил о молодом человеке, просившем у него рыбу. Он заметил его невдалеке на берегу, конечно же, подумав, что молодой человек опять будет просить у него рыбу.

К изумлению мудреца, молодой человек энергично затачивал свой собственный крючок.

Мораль

Мораль, друзья мои, заключается в том, что никогда не следует учить другого человека чему-либо, что он или она уже знает на некотором уровне. Вместо этого сосредоточьтесь на затачивании своего собственного крючка. Совершенствуя мастерство того, что вам уже известно, вы, вне всякого сомнения, улучшите мир на своем собственном пути.

dedushka , rromanov , rms1 , vmm32_vxd , и всех остальных).

Сидит голодный человек на берегу реки. Добрый рыбак даёт ему рыбу. Бедный радуется, но тут появляется либерал и со словами "Да что вы делаете! Голодному надо дать не рыбу, а удочку! " рыбу отнимает и засовывает себе в ведёрочко. Бедный дёргается, порываясь вернуть свой ужин. Но либерал, ослепительно улыбаясь, достаёт из кармана складную пластиковую удочку, и торжественно вручает её голодному, со словами "За какую-то несчастную рыбу ты получил прекрасное орудие труда! Теперь ты сможешь поймать много-много рыбы, кормить себя и семью, а там, глядишь, и выбьешься в люди... Главное - трудись больше, вставай раненько, сиди долгенько... хе-хе" .

Голодный берёт удочку, садится на берегу. Сидит час, другой. Сидит сутки. Никакой рыбы и в помине нет. Напрягая память, соображает, что удочка-то без лески.

На следующий день либерал появляется снова. Голодный бросается к нему и кричит что-то насчёт лески. Либерал пожимает плечами: "Вообще-то твоя дурацкая рыба не стоила и половины моей замечательной удочки. Но... ладно." Вытаскивает из кармана леску и вручает её голодному с удочкой. "Учти: бесплатных ланчей не бывает. Леска по коммерческой цене. С тебя десять рыбин. Не выловишь - приду с судебным приставом. Но не ссы, десять рыбин - не такая уж большая цена... хе-хе". Голодный соображает, что десять рыбин и в самом деле не бог весть что, радостно привязывает к удочке леску и садится на берегу.

Час. Два. Три. День прошёл. Рыба не ловится.

Вечером мимо бедолаги проходит тот добрый рыбак, который когда-то дал ему рыбу. Внимательно смотрит на голодного с удочкой. Потом спрашивает а не забыл ли он привязать крючок.

На следующий день появляется либерал в сопровождении судебного пристава. Голодающий кричит, что его обманули, и что без крючка рыба не ловится. Либерал и пристав делают каменные морды и оформляют дело по закону. Наконец, либерал, дождавшись, пока пристав отойдёт в сторонку, шепчет на ухо отчаявшемуся голодному: "Ладно уж... жаль мне тебя, дурака... Если подпишешь вот эти бумажечки - будет тебе крючок... хе-хе". Бедолага, которому уже нечего терять, да и голод не тётка, не глядя подписывает всё, что ему дали, и получает вожделенный крючок.

Завтра к берегу подъедет машина с зарешетченными окошками. Бедолагу, скорчившегося на берегу, легонько возьмут под микитки два здоровенных чечена и потащат в машину. Тот не сопротивляется: ему уже всё равно. Сыто щёлкнут наручники. Голодного кинут мордой вперёд в кузов, где уже лежат вповалку несколько таких же, как он. Со словами "ужинать будешь в зиндане" дверь захлопнется.

Либерал подбирает брошенную удочку, аккуратно отцепляет крючок от лески, а леску от удилища. Складывает удилище, рассовывает всё хозяйство по карманам. Утирает пот со лба. Смотрит на часы: скоро надо будет идти в клуб рыболовов. Где он наденет белые перчатки и запон, послушает проповедь Великого Мастера, поужинает в кругу братьев...

И, конечно, вознесёт хвалу величайшей из богинь мира сего. Знание тайн её составляет главное в рыболовецком деле - неважно, ловишь ли ты рыб хвостатых или двуногих.

Её Высочеству Наживке .

И про те мысли, которые он у меня вызвал.

Вебинар, на мой взгляд, стал для многих контрастным душем. И это хорошо.

Меня в этом вебинаре больше всего повеселил разрыв между уровнем вопросов и уровнем ответов. Я на своей шкуре знаю, как нелегко давать вежливые и корректные ответы на вопросы, заданные с другого уровня... нет, не «знания» и не «понимания». С другого уровня умственной лени.

Есть всем известная притча про рыбу и удочку:

«Дай голодному рыбу - и ты накормишь его на один день.
Дай ему удочку, научи его ловить рыбу - и ты накормишь его на всю жизнь»
.

Почему-то эта притча описывает процесс принятия решения с позиции того, у кого уже есть и много рыбы, и много удочек. С позиции сытого. С позиции человека, который уже состоялся, и теперь может сам решать, кому давать рыбу, а кому - удочки.

Меня давно интересует вопрос: а почему эта притча обращена не к тем, кому она гораздо нужнее – к голодным?

Почему одни люди становятся сытыми, а другие вечно остаются голодными?

Да потому что одни люди из раза в раз выбирают рыбу. А другие люди из раза в раз выбирают удочку.

И то, и другое сейчас всем доступно. Легко доступно. И даже зачастую бесплатно доступно.


Это выбор регулярно делаете вы сами, а вовсе не кто-то другой за вас.

Но одни люди привыкли из раза в раз выбирать удочку. Поэтому они давно и постоянно сытые. И теперь сами принимают решения, кому что давать, а кому чего не давать.

А другие люди привыкли регулярно выбирать рыбу. Поэтому они остаются голодными, а сытыми становятся лишь тогда, когда их накормит кто-то из умеющих владеть удочкой.

Какое отношение это все имеет к прошедшему вебинару?

Вопросы вроде «покупать ли золото?» и «продавать ли Норникель?» - это вопросы глупых, бедных и голодных. Точнее так: глупых, и ПОТОМУ бедных и голодных.

У слушателей вебинара была возможность задать любые вопросы. Но они задавали... те, которые задавали.

Ну что ж, каждому воздастся по вопросам его. По уровню его интеллектуального любопытства или, напротив, его интеллектуальной лени.

Если вы чего-то пока не знаете, это не позорно. Позорно настолько гипертрофировать свои мозги, чтобы и не стремиться узнать. Позорно изо дня в день выбирать рыбу, а не удочку. Позорно стремиться к готовым ответам вместо стремления к пониманию, как эти ответы находить самому.

До тех пор, пока вы продолжаете ставить вопросы «ЧТО ДЕЛАТЬ?» (продавать ли золото? покупать ли норникель?), а не «ПОЧЕМУ?» и не «КАК УЗНАТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ?», вы ничему не научитесь.

Думаю, у многих сейчас в голове мелькнула мысль: «Ну и ладно, что не научусь. Зато заработаю».

На самом деле, и не заработаете тоже. Или заработаете немного несколько раз, а потом быстро потеряете заработанное, когда Олег (или какой-то другой гуру, по чьим рекомендациям вы торгуете) в очередной раз надолго уедет в новое путешествие и пропадет из вашего поля зрения, а вы останетесь без его советов.

Ведь без него вы не в состоянии сами решить, что и когда покупать, а что и когда продавать.

Почему-то в заголовке «советы самостоятельным пенсионерам» (это регулярная рубрика сайта «вОкруг-да-ОкОлО» , если кто не в курсе), никто не хочет обращать внимание на слово «самостоятельные».

Не пойдут вам впрок «советы самостоятельным пенсионерам», до тех пор, пока вы не научитесь не просто торговать по чужим подсказкам, а думать и принимать решения.

СА-МО-СТО-Я-ТЕЛЬ-НО.

(Сказка из жизни древних китайских мудрецов)

Давным-давно жил в Китае древний философ по имени Фуфлузий. И много чего он познал в этом мире, но однажды дошли до него слухи, что где-то в горах Тибета живёт ещё более мудрый старец, чем он сам. И будто бы этот Пипец-мудрец знает самые главные тайны и владеет самыми сокровенными знаниями. Собрал Фуфлузий побольше манаток и двинул в дальние края, чтобы найти этого старца, подучиться у него и стать ещё более великим философом.

Вот идёт Фуфлузий вдоль большой реки, видит - сидит на её берегу сильно худой мужик, траву жуёт. Видать, от голода он так отощал… Хотел было философ дать мужику рыбу да вспомнил древнюю народную мудрость: если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, дай удочку.

И дал тогда философ голодному удочку, крючков пригоршню, поплавки, наживку и стал учить рыбу ловить.

Худой слушал-слушал да и говорит:
- Слышь, Фуфлузий, в этой речке рыбы отродясь не бывало, одни жабы. На хрена мне парить мозги с твоей удочкой, я есть хочу!
Делать нечего: дал Фуфлузий голодному большую рыбину да и пошёл дальше…

Идёт вдоль лесной опушки, видит - подле дороги, привалившись к дереву, совсем тощий мужик сидит, верёвку мылом трёт. Еле шевелится бедняга, есть просит. Решил было философ дать тощему копчёной курицы да опять вспомнил ту же мудрость: если хочешь помочь голодному, дай ему не птицу, дай лук и стрелы.

Так он и поступил. Сделал из деревьев лук со стрелами и стал учить тощего, как тетиву натягивать, как в добычу целиться, сколько упреждения при стрельбе давать. Слушал это тощий, закатив глаза, а потом и молвит:

- Слышь, Фуфлузий, разве ты не видишь, что тут птицы не летают? Да и трудно мне по лесам и долам за ними гоняться. Лучше поесть дай.
- А может, тогда удочку возьмёшь? - спросил мудрец. - С удочкой бегать совсем не надобно. Сиди себе да подсекай…
Засмеялся тощий:
- Дурак, ты дурак, Фуфлузий. Откуда в лесу рыбе взяться?
- Действительно, логически верное умозаключение, - согласился философ. И дал тощему целую копчёную курицу, полил её кетчупом и пошёл дальше…

Идёт широким полем, видит - доходяга на земле лежит, голову на придорожный камень положил. Никак совсем бедняге худо, не ровён час помрёт от голода. Решил было Фуфлузий дать несчастному хлеба, пиццы да пирожных, однако опять та пословица в мозгу всплыла: если хочешь помочь голодному, дай ему не хлеба и пирожных, а дай ему плуг, серп, мельницу и печь для выпечки.

Стал философ вырезать ножичком из подручных материалов все эти приспособления и по ходу дела учить доходягу, как этими вещами пользоваться. Слушал это доходяга, слушал, да и говорит:

Погоди, Фуфлузий, есть маленький нюанс: кто плуг таскать будет? Ты будешь его таскать? Да и ждать урожая уже нет времени, сдохну раньше. Лучше поесть чего-нить дай.

Поразмыслил философ немного и нашёл аргументы доходяги весьма весомыми и логически убедительными.
- Удочка и лук со стрелами, полагаю, тебе тоже ни к чему?..
- К чему, к чему! - запротестовал доходяга, - Оставляй всё! Я это продам и целый год буду хорошо питаться.
- А дальше как? - спросил Фуфлузий.
- А дальше всё в руках Господа… Может, он мне ещё какого мудреца пошлёт…

Фуфлузий не возражал. Оставил все трудовые принадлежности, положил перед несчастным хлебов, булок, пирожных да лапши быстрого приготовления, махнул рукой и двинул дальше…

Вот деревня вдали показалась. Подошёл философ ближе, видит - женщина у ворот стоит, глазом ему подмигивает, подол юбки задирает и спрашивает:
- А не хочет ли молодой-красивый весело время провести?
- Видно, женщина голодна, - решил Фуфлузий. Но тут же вспомнил: если хочешь помочь голодной женщине, не давай ей клиента, дай хорошего мужа. Добрый муж - самая лучшая удочка для женских рук. Стал он спрашивать у неё какие мужчины ей нравятся. А та ему отвечает:
- Эх, нет сейчас настоящих мужчин, перевелись рыцари! Остались либо козлы, либо лодыри, нищета да импотенты. Вот за тебя я бы пошла: ты мужчина видный, учёный, не бедный, работящий и добрый, сразу видно.

Сконфузился Фуфлузий, отказался от женитьбы под предлогом, что ищет он, дескать, великую мудрость и тайные знания. А до того ему жениться не моги! 😦
- А сам-то ты какой удочкой пользуешься? - спрашивает женщина.
- Мудрости учу.
- И много платят?
- Мало. 😦 Мудрость мало кому нужна. Все богатства хотят.
- Так перестань парить мозги этой мудростью, займись каким-нибудь делом, например, электронным бизнесом или форексом.
Не стал спорить Фуфлузий, дал изголодавшейся женщине плётку кожаную для садо-мазо, подогнал десяток клиентов и поспешил к своей цели…

И вот наконец, далеко в горах, нашёл он жилище того, кого искал.

Пипец-мудрец его вопрошает:
- С чем пожаловал, чужеземец?
- Да вот, голод интеллектуальный меня замучил. Много чего уже познал, а всё равно хочется ещё больше. 😦 Позволь мне мудрости у тебя подучиться, чтобы ещё умнее стать.
- Да ты обжора! - рассмеялся мудрец-Пипец. - Это очень, очень похвально! Однако голод к знаниям, в отличие от телесного, утолить трудно. По этой причине я почти всё время в нирване нахожусь… А знаешь ли ты, Фуфлузий, древнюю мудрость о голодном, рыбе и удочке?
- Да, знаю.
- Ну, тогда и флаг тебе в руки! Если хочешь помочь умному, не заставляй его ходить в школу, дай ему мудрые книги.

И дал Пипец-мудрец Фуфлузию целую библиотеку древних манускриптов, половину из которых написали ещё в Атлантиде.

Однако вместо ответа задул-засвистел холодный горный ветер, растворился мудрец-Пипец в воздухе, только струйка дыма вниз потянулась, в долину. Видать, опять в нирвану погрузился…

Делать нечего, взвалил на спину Фуфлузий трухлявую мудрость веков и двинул обратно в путь.

Долго добирался он до дому, обувь истоптал, одежду износил, спину надорвал. Шёл, еле ноги волоча, и всё повторял:
- Если хочешь помочь голодному, дай ему не удочку, дай рыбу…
- Дай ему не удочку, дай рыбу…
- Дай не удочку, дай рыбу…
- Дай рыбу… 😥

Тут и сказке сей конец, а кто слушал - молодец!

P.S.

- Теткоракс, к чему Вам в кабинете столько удочек? Вы что, увлеклись рыбалкой?
- Нет. Удочки я дарю тем, кто просит прибавку к зарплате.

Удочка - это палка с крючком на одном конце и дураком на другом. (Уильям Хэзлитт)

Читатель, не ленись - комментируй живопись!

Или как помочь комсомольчанам в трудной ситуации встать на ноги .

Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, дайте удочку и научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».Такой своего рода удочкой может стать социальный контракт. Примеры того, что эта форма государственной помощи малоимущим и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, работает, есть и в нашем районе.

Жизнь стала налаживаться

­- Благодаря социальной поддержке смогла купить детям два письменных стола, диван, обои для ремонта в детской комнате, ­ — говорит многодетная мама из села Седельницы Евгения Ушанова. Перед началом учебного года помогли и детей собрать в школу.

Помочь выйти из трудной ситуации не на бумаге, а на деле, дать возможность семье самой себе обеспечить достойную жизнь призван социальный контракт.

В семье Ушановых трое детей, Евгения Александровна, воспитывающая их одна, числилась на учете в центре занятости населения:

­- Узнала о социальном контракте, решила принять помощь. На выделенные деньги купила стройматериалы, отстроила на дворе загон для скота, стала разводить кур, поросят. А какой хороший урожай картофеля собрала! Семена тоже купила на социальные деньги. Цветники сделала у дома, а осенью устроилась на работу продавцом в магазин в Писцове. Очень благодарна отделу социальной защиты – жизнь стала налаживаться.

Результатом довольны и в ведомстве.

­- Такой вид помощи оказывается населению с 2011 года: был удачен не только первый опыт, – говорит Елена Попова , старший инспектор по делам семей, воспитывающих детей, отдела социальной защиты населения в Комсомольском районе. ­ — Все семь семей, что воспользовались поддержкой государства, нашли свое место в жизни, встали на ноги. Некоторые граждане обращаются за поддержкой сами, и мы проводим работу по выявлению нуждающихся семей через местные администрации, через СМИ.

КОНТРАКТ­ РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

Семьи заключают контракт на добровольных началах. Для этого надо обратиться в территориальный отдел социальной защиты населения с заявлением.

Социальный контракт предусматривает активную жизненную позицию заявителя: поиск работы, если таковой нет, состояние на учете в службе занятости, забота о детях (они должны обязательно посещать школу, состоять на медицинском учете в местном учреждении здравоохранения), возделывание огорода, разведение скота, птицы… На деньги, выделяемые государством, можно приобрести орудия производства, которые помогут семье решить материальные проблемы.

­ — К примеру, Гладковы, проживающие в Коромыслове и состоящие на учете в качестве многодетной семьи, воспитывают троих детей и внучку,- ­ продолжает Елена Борисовна. ­ — Основного источника дохода не хватало. Семья заключила соцконтракт. Были приобретены пиломатериалы для пристройки хоздвора, молодняк скота, комбикорм, семена. Но самое главное ­ у этой семьи было желание трудиться. Сейчас у Гладковых все благополучно: и для себя хватает продуктов, и для продажи, что помогает обеспечить стабильный доход.

Словом, социальный контракт ­ — это борьба не только с бедностью, но и с иждивенческим отношением к жизни.