Физические упражнения для детей с умственной отсталостью. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся с интеллектуальными нарушениями


Умственная отсталость - следствие поражения головного мозга. Для нее характерны нарушение познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и личности ребенка в целом.

Познавательные процессы

Дети с нарушением интеллекта испытывают меньшую потребность в познании, чем их остальные сверстники.

Жизненный опыт этих ребят крайне беден, представление об окружающей действительности неполное, порой искаженное.

Новый материал они усваивают только после многократных повторений.

Восприятие

Иногда сложность восприятия информации происходит из-за недостатков речи и из-за того, что эти дети плохо видят или слышат. Но и при хорошем зрении и слухе у таких ребят нарушена обобщенность восприятия.

Им надо больше времени, чем другим, чтобы понять картинку или текст. Им бывает трудно выделить главную мысль, осознать связь между частями, персонажами.

Дети с умственной отсталостью часто путают графически похожие буквы, цифры, предметы, сходные на слух звуки, слова и т.п.

Их восприятие пассивно: они не умеют вглядываться, самостоятельно рассматривать иллюстрацию, им требуется постоянное понуждение.

Такие дети плохо ориентируются во времени и пространстве. Им бывает нелегко распознавать последовательность событий («раньше», «позже»), определять время на часах, дни недели, сезоны. Часто даже в 8-9 лет они не могут найти свой класс, туалет, школьную столовую.

Такие ребята поздно начинают различать цвета; особую проблему для них представляют оттенки.

Мышление

Мыслительные процессы таких детей замедленны.

Мыслят они только на уровне конкретных понятий, абстрактное мышление им не свойственно.

Дети с умственной отсталостьютрудно понять отвлеченные связи между предметами, явлениями, которые не основаны на непосредственном восприятии, отношения между частями объекта. А значит, они не могут составить представление о предмете в целом.

Анализируя какой-либо объект, они могут пропускать ряд его важных свойств, выделяя лишь самые заметные части.

Им нелегко найти различия в похожих вещах и общее - в различающихся. Например, сравнивая ручку и карандаш, они говорят: «Похожи тем, что длинные, и кожа у них одинаковая». Младшему школьнику тяжело сопоставить два подобных предмета по величине, объему, весу. Чтобы это удалось, нужно дать их ему в руки, приложив один к другому.

Такие ребята не могут оценивать свою работу, часто не замечают в ней ошибок, плохо контролируют собственные действия. Обычно приступают к заданию, не дослушав до конца инструкции, не имея внутреннего плана действия.

Память

Дети с умственной отсталостьюлучше запоминают внешние, иногда случайно попавшие в поле зрения признаки. Для них сложно не столько сохранить информацию, сколько ее воспроизвести. Воспроизведение отличается бессистемностью из-за непонимания логики событий.

У них позже, чем у других, формируется произвольное запоминание.

Им свойственна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости.

Воображение таких ребят характеризуется фрагментарностью, неточностью, схематичностью, несовершенством мыслительных операций.

Речь

Причина речевых проблем - в нарушении взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. У этих детей замедленны условные связи речеслухового анализатора. Потому они медленнее различают звуки, не всегда дифференцируют слова окружающих, отсюда и недостаточное восприятие и понимание информации.

Так как развитие их речевой моторики (так же как и общей) замедленно, запаздывает и формирование артикуляционных движений.

Активный словарь таких ребят гораздо беднее пассивного; речь младших школьников состоит в основном из существительных и глаголов; прилагательные, наречия, союзы встречаются редко. Они часто называют одним словом сходные предметы. Например, и пальто, и шуба, и плащ у них «пальто».

У детей с умственной отсталостью отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, одежда, фрукты, овощи). В начальных классах они используют мало слов, обозначающих признаки: цвет - красный, синий, зеленый, желтый; величина - большой, маленький; вкус - сладкий, горький.

Внимание с умственной отсталостьюнедостаточно устойчиво

Дети с умственной отсталостью трудно сосредоточиваются на каком-то одном объекте или виде деятельности.

Им нелегко распределять и переключать внимание.

Особенно страдает произвольное внимание. Это связано с тем, что, как правило, при возникновении затруднений они не пытаются их преодолеть и бросают работу. Если же занятие интересно и по силам, оно поддерживает внимание ребенка, не требуя от него большого напряжения.

Эмоционально-волевая сфера

Эмоции детей с умственной отсталостью не имеют оттенков переживаний, неустойчивы (радость без особых причин может смениться печалью, смех - слезами). Их переживания неглубокие, поверхностные. У некоторых поведенческие реакции бывают неадекватными. Для подобных детей типичны как повышенная возбудимость, так и выраженный эмоциональный спад (эйфория, дисфория, апатия). Их волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, большой внушаемостью. В работе они предпочитают легкий путь, без особого напряжения. Из-за непосильности требований у некоторых развиваются негативизм, упрямство.

У этих ребят отсутствуют самостоятельность, целеустремленность, инициативность.

Деятельность

Умственно отсталые дети приступают к работе без предшествующей ориентировки в ней, не руководствуясь конечной целью; в результате они часто уходят от правильно начатого выполнения действий.

Навыки простого чтения и письма у них развиваются очень медленно.

Личность

Интересы и мотивы поведения таких ребят примитивны, среди них преобладают элементарные физиологические желания (сон, еда и пр.). У этих детей снижены общая активность и потребность в коммуникации. Им нелегко строить отношения с остальными людьми. Их поведение стереотипно, характеризуется отсутствием гибкости. У них с трудом формируются понятия добра и зла, чувство долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков.

Полезная игра

Несмотря на многочисленные отклонения, умственно отсталые дети способны к обучению. Специальные педагогические приемы и методы ориентированы на положительные возможности ребят и максимальное преодоление (или ослабление) их недостатков.

Занятия ЛФК с использованием элементов игры направлены не только на физическое развитие, но и на совершенствование познавательной деятельности. Игра помогает ребятам раскрепоститься, выразить свои чувства, стимулирует у них интерес к занятиям. Они с удовольствием выполняют упражнения, «превращаясь» в различных животных и других сказочных персонажей. Таким образом у детей развивается воображение. Игра также содействует формированию внимания, мышления, памяти. Ведь школьникам необходимо понять задачи урока, смысл указаний педагога. Побуждение ребят отвечать на вопросы способствует осознанию ими своих действий и вместе с тем развитию речи, обогащению словаря. А дружеский диалог между взрослым и детьми создает позитивный эмоциональный фон.

«Коррекционно-развивающие упражнения для детей с умственной отсталостью»

Умственной отсталостью называют разнородные специфические состояния, имеющие разные причины и выраженность, связанные с состоянием нервной системы. Общим является то, что интеллектуальное развитие человека отстаёт от нормы, ему даётся непросто обучение и социальная адаптация в обществе. Умственная отсталость не лечится, поэтому так важны коррекционно-развивающие занятия для детей с подобным диагнозом, ведь, только работая с ребёнком, воспитывая и обучая его, родители могут добиться прогресса.


Упражнения для развития моторики и внимания

1.Ребенок должен по инструкции:

    протянуть руки вверх, вниз, направо, налево (если не знает "направо", "налево", то - "на окно", "на дверь");

    показать вытянутой рукой на называемый предмет (окно, стол, книга и т.д.);

    нарисовать мелом (карандашом) кружок (палочку, крестик) наверху, внизу, справа, слева доски (тетради).

2.Упражнения для пальцев рук:

    растопырить пальцы, сжать в кулак - разжать;

    из сжатого кулака попеременно выпрямить пальцы;

    скатывать из пластилина шарики, змейки, цепочки;

    перекладывать мелкие предметы из одной коробки в другую;

    собрать рассыпанные на полу мелкие предметы в коробку.

3. Мелом на доске или карандашом в тетради ставят две точки, ребенок должен пальцем провести линию, их соединяющую (точки даются в разных направлениях).
4. Ребенок должен:

    пройти по начерченной линии (прямая, круг,

    пробежать по дощечке, неся какой-нибудь предмет.

Упражнения для развития памяти и внимания

1. Педагог показывает ребенку картинки и быстро их убирает. Ребенок должен по памяти назвать, что видел.
2. Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Ребенок должен сказать сколько раз.
3. Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его.
4. Проделывается какое-нибудь движение. Ребенок по памяти должен его повторить.
5. Ребенку завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Ребенок должен определить, сколько раз к нему прикасались.

Коррекционные упражнения для достижения определенной быстроты движений


Эти упражнения целесообразно проводить с инертными,малоподвижными детьми.
1. Убрать со стола руки быстро по команде.
2. Быстрые движения рук по команде (поднять руку, протянуть в сторону и т.п.).
3. Быстро простучать по столу 3,4,5 раз.
4. Быстро выйти из-за стола, сказать свое имя (или возраст, или адрес) и сесть на место.
5. Быстро поднять какой-нибудь предмет (предварительно педагог его роняет)
6. Быстро вытереть доску.
7. В быстром темпе называть показываемые предметные картинки.
8. Когда ребенок научится складывать пирамидку, собирать матрешку, можно устраивать с ним соревнование "Кто быстрее". Педагог одновременно с ним складывает такую же пирамидку, иногда опережая ребенка, иногда предоставляя победу ему.

Упражнения для различения цвета, формы, величины

1. Показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики (ромб, кружок, треугольник). Ребенок должен выбрать такие же по форме (по цвету).
2. Показывается определенная фигурка (из той же мозаики),а затем она убирается. Ребенок должен по памяти подобрать такую же.
3. Раскладывание разноцветных шариков, палочек в кучки по цвету.
4. Складывание различных пирамидок.
5. Складывание матрешек.
6. Выстраивание цепочкой кубиков одинаковой величины и одного цвета. Выстраивание кубиков разной величины в ряд по принципу постепенного уменьшения размера каждого последующего кубика.
7. Выстраивают однородные предметы разного размера (грибочки, лодочки, куклы и т.д.). Ребенку предлагают показать самую большую, самую маленькую.
8. Раскладываются различные предметы резко контрастных цветов. Ребенку предлагают отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета. Затем учат правильно называть эти цвета; постепенно вводятся новые. Путем упражнений на различных предметах, группируя их и называя цвета, ребенокучится правильно распознавать и называть цвета. Можно использовать бусинки, шарики, мотки ниток, полоски бумаги, палочки, флажки, пуговицы, предметы, сделанные из пластилина.

Коррекционные упражнения для беспокойных детей


Для беспокойных, импульсных детей целесообразно чередовать со специальными упражнениями, требующими покоя и самообладания.

Эти упражнения могут быть следующими:

1. Посидеть спокойно 5-10-15 секунд.
2. Посидеть молча, заложив руки за спину.

3. Медленно, молча проводить рукой по краю стола.

4. Бесшумно встать и сесть.
5. Бесшумно пройти до окна (до двери), вернуться на свое место и сесть.
6. Тихо поднять и опустить книгу. Можно несколько раз.

Упражнения по формированию и коррекции психомоторики детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

I. Развитие мелкой моторики Развитие хватания

1. Поймай мяч

Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете, правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Оборудование. Надувной мяч яркой расцветки, воронка, леска для подвешивания мяча.

Ход. Подросток сидит на стуле, над ним опускают мяч, привязанный к воровке, конец которой держит взрослый. Веревка перекинута через леску. Мяч постепенно опускают и просят ребенка поймать его, не вставая со стула. Если он пытается поймать мяч одной рукой, инструктор показывает, как это надо делать, распределяя пальцы рук подростка. Мяч появляется справа и слева на таком расстоянии, чтобы ребенок мог схватить его двумя руками.

2. Переложи предметы

Цель. Учить брать мелкие предметы щепотыо, развивать координационные действия обеих рук.

Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика и т. д.), подносы, высокий сосуд, желательно прозрачный.

Ход. Дети сидят за столом, перед каждым сосуд, справа от него на подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы рядом с инструктором. Он показывает пальцы рук, сложенные щепотыо, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание подростков, что второй рукой он держит сосуд. Потом он просит делать гак же.

При необходимости подростку следует индивидуально продемонстрировать несколько раз, как сложить пальцы и брать предметы. После того как подростки соберут предметы правой рукой, они высыпают их на поднос и переставляют его к левой руке, затем берут предметы левой рукой, а сосуд держат правой.

3. Прокати шарики через воротца

Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Ход игры. Инструктор садится у одного края с тола, подросток - у другого. Между собой и подростком инструктор ставит воротца. Педагог берет один шарик и прокатывает его к подростку через воротца. Тот ловит и тем же движением возвращает обратно. Необходимо обращать внимание на то, что шарик надо брать щепотью.

Развитие соотносящих действий

1. Пирамидки

Цель. Учить соотносить отверстия колец со стержнем, развивая зрительно-моторную координацию при действии двумя руками; формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания. Оборудование. Пирамидки разной величины и формы.

Ход занятия. Подростки действуют по подражанию. Игра проводится в трех вариантах:

  • а) подросткам раздаются пирамидки из 4-5 колец с колпачками. Кольца нанизываются в любом порядке. Подросток придерживает стержень ведущей рукой, другой нанизывает кольца, при повторении положение рук меняется;
  • б) детям дают две пирамидки: одну - с толстым, другую - с тонким стержнем. Инструктор учит производить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня;
  • в) изменяется материал. Подросткам предлагают пирамидки с составными кольцами разной величины.
  • 2. Закрой коробочки Цель. Та же.

Оборудование. Коробочки с крышками различной величины и формы.

Ход игры. Все коробочки высыпаются на стол, рядом - крышки. Подростка просят к каждой коробочке подобрать и надеть на нее крышку.

Развитие движений пальцев 1. Игра на детском пианино

Цель. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Оборудование. Детское пианино (рояль).

Ход. Подростка просят поиграть на пианино, ударяя по клавишам пальцами обеих рук.

2. Мозаика

Цель. Учить хватанию щеиотыо, познакомить с указательным типом хватания, развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образ.

Оборудование. Набор мозаики.

Ход. Инструктор показывает, как вставлять форму в отверстие доски. На первом занятии подростки учатся производить только это действие, затем задача постепенно усложняется: выкладывание дорожки, цветочка, домика и т. д.

Развитие движений кистей рук

1. Кто ловкий?

Цель: Развивать у подростков сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Оборудование. Две картонные коробки, теннисные шарики, сачок для аквариума.

Ход. Инструктор показывает подросткам шарики в коробке и говорит, что их можно одной рукой с помощью сачка переложить в другую коробку, показывает, как это сделать. Вначале подросток это делает ведущей рукой, затем меняет руку.

Цель. Та же.

Оборудование. Материал из игры «Поймай рыбку», пластмассовые рыбки, аквариум, удочки или сачки.

Ход игры. Проводится так же как и предыдущая.

II. Развитие крупной моторики

Формирование и коррекция статической координации движений

У подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, как правило, при обследовании обнаруживается грубая недостаточность статической координации. Эти подростки затрудняются принять нужную позу, не могут выдержать ее более 1 -2 с. Во время выполнения упражнений подростки качаются, сходят с места, у них наблюдается общая напряженность, запрокидывание головы как дополнительная коррекция устойчивости положения, синкинезии в лицевой мускулатуре.

Упражнения:

  • стоя в правильной осанке у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны, присесть;
  • стоика на одной ноге, другая согнута, руки произвольно;
  • стойка на одной ноге без зрительного контроля, руки в стороны, вверх, на поясе;
  • равновесие на одной ноге в парах, тройках:
  • балансирование на реабилитационном мяче;
  • стоя в правильной осанке у стены, сесть, встать без помощи рук. То же упражнение повторить без опоры на стену.

Игры

«Юла». Постоять на одной ноге, затем повернуться на двух ногах на 360 градусов и встать на другую ногу, попытаться сохранить равновесие.

«Море волнуется». Подростки играют, взявшись за руки, слегка раскачиваются в стороны, инструктор говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, замри!» Подростки замирают в той позе, в какой они были на счет три. Выигрывает тот, кто дольше простоит.

«Зоопарк». Подростки играют в зоопарк, каждый пытается изобразить какое-либо знакомое ему животное. По команде «Замри!» они остаются в той позе, в которой находились на момент команды. Выигрывает тот, кто дольше простоит.

Формирование и коррекция динамической координации движений

Упражнения:

  • различные виды ходьбы (на носках, пятках и т. д.);
  • метание мячей в цель, колец на шесты;
  • ходьба по следовым дорожкам;
  • ходьба с перешагиванием через предметы;
  • перелазание через препятствия;
  • передача мяча в тройках, парах;
  • выполнение простейших упражнений с закрытыми глазами;
  • переноска и перестановка предметов по ориентирам;
  • метание мячей в движущиеся цели;
  • ловля мяча после поворота, приседания;
  • прыжки на одной ноге с продвижением по линии;
  • ходьба по гимнастической скамейке с мячом, палкой, обручем, на всей стопе, носках, пятках;
  • прыжки на одной ноге в парах, тройках, шеренге;
  • ходьба, бег;
  • прыжки руки в стороны, ноги вместе;
  • повороты на месте; приседания, руки вперед, вверх, в стороны;
  • простейшие сочетания наученных упражнений;
  • лазанья по гимнастической стенке вверх вниз с правильной координацией движений рук и ног;
  • ходьба с хлопками на каждый шаг;
  • круговые движения вперед и назад одной, двумя руками, встречные движения;
  • махи ногами вперед, назад, вправо, влево, с опорой на стул или гимнастическую стенку;
  • ходьба и бег спиной вперед;
  • прыжки со скакалкой в различном темпе.

Формирование силы и выносливости основных мышечных групп

Силу мышц рук развивают таким образом:

  • сгибание-разгибание пальцев руки;
  • круговые движения кистей рук вперед и наружу;
  • подтягивание на перекладине;
  • передвижений в висе на руках по горизонтальной лестнице;
  • ловля, передача и другие упражнений с набивными мячами;
  • работа с реабилитационными мячами различной жесткости;
  • широко используются тренажеры для развития основных групп мышц верхних конечностей (различные эспандеры, тренажер «эластик» и т. д.).

Сила мышц ног развивается:

  • приседанием на двух ногах, на одной;
  • выпрыгиванием из положений «полуприсев», «присев»;
  • лазаньем по гимнастической стенке;
  • в положении «лежа на спине» - сгибанием-разгибанием ног с грузом;
  • приседанием с набивными мячами разного веса в руках, за головой;
  • использованием тренажеров («беговая дорожка», «велосипед», «ходьба по ступеням» и т. д.).

Упражнения для развития мышц спины:

  • наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево, руки вверх; с набивным мячом за головой;
  • в положении «лежа на животе» разгибание спины без груза, с удержанием за плечи педагогом;
  • использование тренажеров для развития мышц спины.

Сила мышц живота развивается упражнениями:

  • в положении сидя, руки в упоре сзади, поднять ноги, согнутые в коленях, прямые ноги;
  • в положении лежа удерживать набивной мяч стопами, поднять ногами;
  • в положении лежа (партнер или педагог удерживает ноги) поднять туловище, руки за головой.

Для развития выносливости к статическим усилиям различных мышечных групп (рук, ног, спины, живота) применяются:

  • - висы на перекладине, гимнастической стенке;
  • - упражнения на равновесие;
  • - удержание рук в стороны, вперед с гантелями, с мячами, другими предметами;
  • - «лежа на животе, прогнувшись, упираясь руками о пол» - зафиксировать эту позу;
  • - удержать «упор лежа», «упор, лежа сзади».

III. Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков профессионально-прикладного характера

Детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучают начальным профессиональным навыкам, что требует большой подготовительной работы по формированию и совершенствованию у них двигательных умений и навыков профессионально-прикладного характера, которая осуществляется и на занятиях по развитию моторики. Для того чтобы развить такие навыки, необходимо отработать с подростком по всем направлениям - развитие мелкой моторики, крупной моторики, основных мышечных групп.

Кроме того, на данных занятиях формируются и двигательные умения, которые потребуются подростку для овладения навыками самообслуживания, графомоторными навыками.

Конечно, каждый специалист на своих занятиях непосредственно отрабатывает у подростка те умения и навыки, которые потребуются ему для работы в том или ином направлении реализации реабилитационной программы. Однако инструктор ЛФК идет в помощь каждому специалисту.

По данным Главного управления реабилитационной службы и специального образования Минобразования Российской Федерации, из 600 тыс. общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с умственной отсталостью. В 1994 г. по предложению Всемирной организации здравоохранения принята Международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10), рассматривающая различные проявления врожденного слабоумия под единым названием «Умственная отсталость». Степень умственной отсталости определяется интеллектуальным коэффициентом IQ (отношением психического возраста к паспортному). В соответствии с МКБ-10 приняты следующие виды и показатели IQ:

    психическая норма: IQ 70-100;

    легкая умственная отсталость: IQ 50-69;

    умеренная умственная отсталость: IQ 35-49;

    тяжелая умственная отсталость: IQ 20-34;

    глубокая умственная отсталость: IQ 19 и ниже.

Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной отсталостью осуществляется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях либо в специальных классах общеобразовательных школ, либо в виде надомного обучения. Дети-сироты и оставшиеся без попечительства родителей обучаются в специальных детских домах и школах-интернатах.

Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью осуществляется в учреждениях социальной защиты. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и наблюдении и рассматриваются как инвалиды с детства.

Несмотря на то, что умственная отсталость - явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка.

Приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями

Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой вид физкультурной деятельности. К ним относятся методы:

    формирования знаний;

    обучения двигательным действиям;

    развития физических способностей;

    воспитания личности;

    организации взаимодействия педагога и занимающихся;

    регулирования психического состояния детей.

Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью

Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:

    создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;

    стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;

    максимально активизировать познавательную деятельность;

    ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;

5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;

6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 города Заозерного

«Согласовано»_____

Куратор инклюзивного обучения

Артамонова Н.П.

Утверждаю________________

Директор школы Крук И.В.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

1 – 2 год обучения

инструктор по лечебной физической культуре

Давыдова Екатерина Сергеевна

Года обучения

1 год обучения

2017 – 2018 учебный год

2год обучения

2018 – 2019 учебный год

МО

учителей классов детей с ОВЗ

Уровень обучения

базовый

I . Пояснительная записка

1.1. Нормативная база

Рабочая программа по лечебной физической культуре при умственной отсталости разработана для детей младшего и среднего школьного возраста на основе Федерального закона утв. Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

1.2. Название учебного предмета и УМК

Учебный предмет «Лечебная физическая культура»

В состав УМК входит:

- «Лечебная физическая культура» В.И. Дубровский М., 1998г.

- «Лечебная физическая культура» - учебное пособие. В.А. Епифанов М., 2006г.

- «Лечебная физкультура и массаж» Н.А. Белая М.,2001г.

- «Частные методики адаптивной физической культуры» Л.Ф. Шапкова М., 2011г

- «Лечебная физическая культура и массаж» П.И. Готовцев, А.Д. Субботин, В.П. Селианов М., 2007г.

- «Физическая реабилитация» С.Н. Попов М, 2009г.

1.3. Цели изучения предмета с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса

Цель - улучшение общего состояния детей, обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам , укрепления здоровья, адаптация в социуме.

II . Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися.

Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.

Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:

1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;

2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;

3) максимально активизировать познавательную деятельность;

4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;

5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;

6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.

IV . Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса

4.1 Личностные результаты

1)Знать основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

4.2 Предметные результаты

1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений: освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств); освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений; совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости; умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и другое.

2) соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью: умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения и другое; повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.

V . Содержание учебного предмета, коррекционного курса.

Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к лечебной физической культуре, формирование потребности в систематических занятиях лечебной физической культурой. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

VI . Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

VII . Описание материально технического обеспечения образовательной деятельности

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование по лечебной физической культуре при умственной отсталости.

Инструктор: Давыдова Е.С.

1 год обучения

2

Занятие

Грудной тип дыхания.

Занятие

Брюшной тип дыхания.

Занятие

Диафрагмальное дыхание.

Занятие

Занятие

Занятие

Занятие

Контроль осанки возле стены.

Занятие

Занятие

Ходьба с мешочком на голове.

Занятие

Занятие

Занятие

Простые ОРУ с мешочком на голове.

Занятие

Перешагивания, ходьба в различных направлениях с мешочком на голове.

Занятие

Занятие

Занятие

Комплекс упражнений с гимнастической палкой в И. П. лежа.

Занятие

Комплекс упражнений в И.П. стоя с мешочком на голове.

Занятие

Занятие

Упражнения в разных И.П. и контролем осанки в зеркале.

Занятие

Повторение пройденного материала.

Профилактика плоскостопия.

Занятие

Ходьба босиком по неровной поверхности. Ходьба босиком и ее разновидности по тактильной дорожке.

Занятие

Занятие

Занятие

Занятие

Занятие

Ходьба в различных направлениях, с перешагиванием, подъемом на ступеньку, с правильной постановкой стопы.

Занятие

Занятие

Комплекс упражнений для мышц стопы в И.П. сидя на полу.

Занятие

Комплекс упражнений для мышц стопы с использованием различных предметов.

Занятие

Комплекс упражнений для нижних конечностей в И.П. лежа.

Занятие

Эстафета на месте.

Занятие

Эстафета каракатица.

Игра

Игра «Я носок возьму ногой»

Занятие

Занятие

Повторение пройденного материала.

Занятие

Занятие

Занятие

Симметричные и ассиметричные движения верхними и нижними конечностями.

Занятие

Игра

Занятие

Упражнения с мячом.

Занятие

Занятие

Игра

Игра «обручи – мячи».

Занятие

Занятие

Занятие

Разучивание сложных координационных упражнений.

Занятие

Закрепление сложных координационных упражнений.

Занятие

Упражнения с мячом в парах.

Занятие

Упражнения на равновесие.

Занятие

Наклоны, повороты головы и туловища.

Занятие

Наклоны, повороты головы и туловища с закрытыми глазами.

Занятие

Занятие

ОРУ с опорой на одну ногу.

Занятие

Занятие

Занятие

Занятие

Занятие

Занятие

Упражнения на фитболе в разных И.П.

Занятие

Занятие

ОРУ в ходьбе по прямой линии

Занятие

Занятие

Эстафета.

Занятие

Повторение пройденного материала.

Развитие выносливости.

Занятие

Ходьба со сменой направления в различном темпе. ОРУ в движении.

Занятие

ОРУ в движении.

Занятие

ОРУ в движении с мячами.

Занятие

Комплекс упражнений в ходьбе.

Занятие

Занятие

Легкий бег.

Занятие

Ходьба и ее разновидности, легкий бег.

Занятие

Эстафета.

Игра

Подвижная игра «Тише едешь – дальше будешь».

Занятие

Повторение пройденного материала.

Общеразвивающие упражнения.

Занятие

Занятие

Занятие

ОРУ в различных для всех мышечных групп.

Занятие

ОРУ с гимнастической палкой.

Занятие

ОРУ с мячом.

Занятие

ОРУ у гимнастической стенки.

Занятие

ОРУ с фитболом.

Занятие

ОРУ для всех мышечных групп в И.П. лежа.

Занятие

ОРУ для всех мышечных групп в И.П. стоя.

Занятие

Повторение пройденного материала.

Игра

Игра

Игра

Игра

Игра

Эстафета с мячом.

Игра

Малоподвижная игра «робот».

Игра

Малоподвижная игра «робот» с усложненными правилами.

Игра

Подвижная игра «У медведя во бору».

Игра

Подвижная игра «У медведя во бору» с усложненными правилами.

Занятие

Малоподвижная эстафета.

Занятие

Упражнения для расслабления верхних конечностей.

Занятие

Упражнения для расслабления нижних конечностей.

Занятие

100

Занятие

Аутогенная тренировка.

101

Занятие

Дыхание при расслаблении.

102

Занятие

Приложение №2

2 год обучения

2

Занятие

Грудной тип дыхания.

Занятие

Брюшной тип дыхания.

Занятие

Диафрагмальное дыхание.

Занятие

Сочетание дыхания и упражнений.

Занятие

Повторение пройденного материала.

Формирование правильной осанки.

Занятие

Контроль осанки перед зеркалом.

Занятие

Контроль осанки возле стены.

Занятие

Контроль осанки с мешочком на голове.

Занятие

Ходьба с мешочком на голове.

Занятие

Ходьба и ее разновидности с мешочком на голове.

Занятие

Упражнения для коррекции осанки с контролем в зеркале.

Занятие

Упражнения с гимнастической палкой и контролем осанки в зеркале.

Занятие

Упражнения с мячом и контролем осанки в зеркале.

Занятие

Упражнения в различных И.П. и контролем осанки в зеркале.

Занятие

Упражнения в И.П. стоя с мешочком на голове.

Занятие

Смена И.П. с мешочком на голове.

Занятие

Упражнения в различных И.П. с мешочком на голове.

Занятие

Упражнения для мышц спины и брюшного пресса.

Занятие

Упражнения для мышц спины и брюшного пресса с фитболом.

Занятие

Повторение пройденного материала.

Профилактика плоскостопия.

Занятие

Ходьба босиком и ее разновидности по тактильной дорожке.

Занятие

Поднимание мелких предметов с помощью стопы.

Занятие

Специальные упражнения для закрепления навыка правильной ходьбы.

Занятие

Ходьба по импровизированной «лыжне».

Занятие

Ходьба по прямой линии с контролем стопы.

Занятие

Ходьба в различных направлениях, с перешагиванием, подъемом на ступеньку.

Занятие

Комплекс упражнений для мышц стопы в И.П. сидя на стуле.

Игра

Игра «Я носок возьму ногой»

Занятие

Ходьба по наклонной плоскости.

Занятие

Упражнения для стопы с малым мячом.

Занятие

Упражнения для стопы с мячом.

Занятие

Упражнения для стопы с гимнастической палкой.

Занятие

Упражнения для стопы на гимнастической лестнице

Игра

Игра «карандаши в обруч»

Занятие

Повторение пройденного материала.

Развитие координации движений.

37

Занятие

Симметричные и ассиметричные движения верхними конечностями.

38

Занятие

Симметричные и ассиметричные движения нижними конечностями.

39

Занятие

Симметричные и ассиметричные движения конечностями.

40

Занятие

Упражнения с частой сменой И.П. и положений частей тела.

41

Игра

Игра на внимание с частой сменой И.П. и положений конечностей.

42

Занятие

Упражнения с мячом: подкидывание, ловя и пр.

43

Занятие

Упражнения с гимнастической палкой.

44

Занятие

Лазанье по гимнастической стенке.

45

Игра

Игра «обручи – мячи».

46

Занятие

Упражнения около гимнастической стенке.

47

Занятие

Упражнения с мячом в парах.

48

Занятие

Пальчиковая гимнастика.

49

Занятие

Работа с мелкими предметами: пуговицы, замки и пр.

50

Занятие

Сложные координационные упражнения для верхних конечностей.

51

Занятие

Повторение пройденного материала

Упражнения на равновесие.

52

Занятие

Наклоны, повороты головы и туловища с открытыми и закрытыми глазами.

53

Занятие

Стойка на одной ноге, с опорой на руку и без.

54

Занятие

Ходьба с перешагиванием через предметы, ходьба назад спиной.

55

Занятие

Ходьба по прямой линии, по скамейке.

56

Занятие

Прыжки: на двух ногах, на одной ноге.

57

Занятие

Упражнения с мячом в И.П. стоя.

58

Занятие

Упражнения на фитболе в И.П. сидя.

59

Занятие

Упражнения на фитболе в различных И.П.

60

Занятие

Ходьба по прямой линии с различными движениями руками.

61

Занятие

ОРУ в ходьбе по прямой линии

62

Занятие

Ходьба с закрытыми глазами по прямой линии.

63

Игра

64

Игра

«Тише едешь – дальше будешь с усложненными правилами.

65

Игра

Эстафета.

66

Занятие

Повторение пройденного материала.

Развитие выносливости.

67

Занятие

Ходьба со сменой направления в различном темпе.

68

Занятие

ОРУ в движении.

69

Занятие

ОРУ в движении с мячами.

70

Занятие

Увеличение числа повторов упражнений в ходьбе.

71

Занятие

ОРУ в движении с гимнастическими палками.

72

Занятие

Легкий бег.

73

Занятие

Легкий бег со сменой направления.

74

Занятие

Легкий бег и его разновидности.

75

Занятие

Прыжки.

76

Занятие

Повторение пройденного материала.

Общеразвивающие упражнения.

77

Занятие

ОРУ для верхнего плечевого пояса.

78

Занятие

ОРУ для спины и нижних конечностей.

79

Занятие

ОРУ в различных И.П. для всех мышечных групп.

80

Занятие

ОРУ с гимнастической палкой.

81

Занятие

ОРУ с мячом.

82

Занятие

ОРУ у гимнастической стенки.

83

Занятие

ОРУ с фитболом.

84

Занятие

ОРУ с отягощением.

85

Занятие

ОРУ с сопротивлением.

86

Занятие

Повторение пройденного материала.

Подвижные и малоподвижные игры.

87

Игра

Малоподвижная игра «говорящий мяч».

88

Игра

Малоподвижная игра «говорящий мяч» с усложненными правилами.

89

Игра

Малоподвижная игра «что пропало?».

90

Игра

Малоподвижная игра «что пропало?» с усложненными правилами.

91

Игра

Эстафета с мячом.

92

Игра

Малоподвижная игра «робот».

93

Игра

Подвижная игра «лохматый пес».

94

Игра

Малоподвижная игра «догони мяч».

95

Игра

Малоподвижная игра «догони мяч» с усложненными правилами.

96

Занятие

Повторение пройденного материала.

Упражнения на расслабления, аутогенная тренировка.

97

Занятие

Упражнения на расслабления верхних конечностей.

98

Занятие

Упражнения на расслабления нижних конечностей.

99

Занятие

Поочередное напряжение и расслабления мышц.

100

Занятие

Аутогенная тренировка.

101

Занятие

Расслабление под музыку.

102

Занятие

Подведение итогов за год. Задания на лето.

Приложение №3

Система оценки достижения планируемых результатов ООП по уровням образования.

    Основные цели и задачи оценочных процедур:

    Соответствие требования общества к уровню подготовки обучающихся.

    Проверка соответствия достигнутых результатов требованиям эталонов.

    Система оповещения общественности о состоянии образования

    Содержание оценки и объекты оценивания.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Способность к:

- освоению упражнений

- сотрудничеству

-саморегуляции

Личностные результаты

Самоопределение

Смыслообразование

Морально-этическая ориентация

Мотивация

Внутренняя позиция школьника

Самооценка

Знание моральных норм и суждений

3. Формы представления результатов.

4.Фиксация динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе усвоения программы Формирование правильной осанки

Профилактика плоскостопия

Развитие координации движений

Упражнения на равновесие

Развитие выносливости

ОРУ

Подвижные и малоподвижные игры

Упражнения на расслабление, аутогенная тренировка

Уровень усвоения

Ф И обучающегося

Средний

Низкий