Какие существуют поверья о найденной лошадиной подкове: народные приметы. К чему найти на земле, на дороге целую и половину лошадиной подковы, потерять лошадиную подкову, упала лошадиная подкова: примета


И правда, зачем? Ведь проживая в условиях природы на вольных хлебах, лошади прекрасно обходятся без подков! Более того, они даже не предполагают об их существовании. Люди же о лошадиной обувке издавна были иного мнения...

Первыми стали обувать лошадей хитрые азиаты. Они сплетали для лошадей башмаки из лыка и обматывали его кожей. Ведь кочевой образ жизни требовал дальних переходов. А еще – надо было завоевывать мир. А на хромой лошадке далеко не уедешь, и мир не завоюешь. Конечно, такая обувка быстро изнашивалась, и надлежало придумать нечто более долговечное. И люди придумали: стали крепить кожаными ремнями к копытам лошадей металлические пластины. Было это еще во втором веке до Рождества Христова. И если теперь роговой слой копыт не стачивался, то кожаные ремни натирали лошади ноги.

Эта проблема была решена в первом веке до нашей эры то ли римлянами, то ли кельтами, - в это время появились уже настоящие подковы с отверстиями для гвоздей, и специальные гвозди для ковки. На таких лошадях уже можно было завоевывать мир и, при случае, быстро унести ноги и спасти себе жизнь.

Современный же вид подкова в виде железной пластины в форме неполного кольца приобрела в пятом веке уже нашей эры, и в Средние века широко распространилась по всему миру. Процесс изобретения подковы был завершен.

Зачем все это было нужно?

Ну, во-первых, дабы предохранить копыта лошади от повреждений. Это в вольных условиях лошадь бегает, где хочет, самостоятельно выбирая себе путь, грунт, обходя препятствия и камни, причем без седока на спине и без телеги или повозки за спиной. Лошадь же в услужении человеку, то есть в неволе, дорогу себе не выбирает и ступает туда, куда ее направляет человек. И сбив копыто, лошадь уже не может выполнять свои функции, навязанные ей людьми.

Подковы нужны, чтобы быстро передвигаться на дальние расстояния, ведь при таких условиях копыта стираются быстрее, чем растут.

А груз, который приходится везти лошади? Это же требует усилий. Дорога же бывает разной. И для того, чтобы роговой слой на копытах в процессе эксплуатации лошади не стачивался до мяса, после чего лошадь начинала хромать, не могла нести всадника или везти груженую повозку, и была придумана подкова.

А еще подкованное копыто меньше скользит.

Словом, от наличия на копыте подковы зависит и здоровье лошади, и ее быстрота, равно, как и работоспособность.

Подковы бывают разными. Это зависит от местности, в которой живут и работают лошади, и от времени года. Например, зимние подковы, как и шины у автомобиля, имеют шипы, дабы лошадь не скользила и, неровен час, не упала, поскользнувшись, вместе с всадником.

Делаются подковы из стали или алюминия (иногда из резины и пластика) и прибиваются к копыту специальными гвоздями. Это для лошади не столько больно, сколько неприятно. Но – что делать? – такова лошадиная судьба.

Словом, без подковы нынешней лошади – никуда. Особенно в городах с асфальтовым покрытием.

А еще подковы лошади нужны для того, чтобы их терять. И дарить нашедшему их счастье...

Игорь Николаев

Время на чтение: 4 минуты

А А

Основное назначение этого предмета конской амуниции – защита лошадиных копыт от повреждений. В естественных условиях животным подковы не нужны, поскольку роговой копытный слой хорошо приспособлен для конкретных земных поверхностей, характерных для региона обитания. Однако домашние лошади часто вынуждены ходить и бегать по таким поверхностям, которых в дикой природе просто нет. В результате их копыта стираются быстрее, чем успевают отрастать.

Появление городов привело к строительству дорог с твердыми покрытиями, которые не являются для этих животных привычными. Риск возникновения травм в результате стирания рогового копытного слоя значительно вырос, а такое повреждение приводит к потере работоспособности и мешает полноценной жизни животного.

Первая причина заключалась в том, что во времена военных походов или при длительных переходах кочевых племен лошадям поневоле приходилось преодолевать значительно большие расстояния, чем в дикой природе. Вторая причина – это то, что при этом лошадь не только передвигалась сама, но и везла на себе или в повозке людей и необходимые им грузы. Ну, и наконец, при таких переходах дорогу выбирало не животное, а управляющий им человек.

В те времена кони были основным средством передвижения, и от того, насколько долго лошадь может полноценно работать, напрямую зависело удобство человеческого существования. Эти три основных фактора и вызвали необходимость придумать такое средство защиты, как подковы для лошадей.

История появления этой лошадиной обуви весьма интересна. Изначально она представляла собой подобие обычного башмака, изготовленного из крепкой древесной коры, снаружи обернутой кожей и прикрепляемого веревками или ремнями. Однако, такая обувка быстро снашивалась. Стали появляться металлические пластины, которые крепились к ногам ремнями (так обували лошадей в Римской империи). Но и этот вариант имел существенный недостаток, так как кожа на ногах лошадей быстро натиралась в процессе передвижения.

Первые подковы, в которых были отверстия для гвоздей, археологи нашли в кельтских захоронениях, датированных первым тысячелетием до нашей эры.

Другие находки говорят о том, что такие подковы были и у древних римлян, но суть от этого – не меняется. Крепление подков к копыту гвоздями по сей день считается самым удобным и безопасным для животного.

Широко распространено заблуждение, что лошадь испытывает боль при забивании гвоздей в копытный рог. Это – совсем не так. По своей сути роговой слой копыта похож на человеческий ноготь, только более толстый и прочный.

И только если коваль вдруг промахнется и заденет гвоздем живую ткань – вот тут животному будет больно, и оно начнет хромать.

Обязательно ли подковывать лошадь?

Как было сказано ранее, в дикой природе подковы этим животным не нужны. Это обусловлено тем, что в естественной среде они сами выбирают путь, аккуратно обходя твердые препятствия в виде камней. Кроме того, никакого дополнительного груза дикие кони на себе не несут.

Лошадь под седлом или запряжённая в повозку подчиняется воле управляющего ею человека, который и выбирает удобную для себя дорогу. Из-за этого, а также из-за дополнительной нагрузки, копыта стираются значительно быстрее. И если этот процесс обгоняет естественное отрастание рогового слоя – без дополнительной защиты уже не обойтись.

Твердость рогового слоя у разных лошадей различна, и зависит от места рождения животного, его породы и естественных для него условий обитания. Другими ловами, самые твердые копыта у коней, постоянно живущих в пустынях или в горах. От этого также зависит необходимость использования подков. Например, домашних вообще никогда не подковывают.

В условиях табунного содержания, при котором лошади большую часть времени проводят на естественных пастбищах, стирание и отрастание копытного рога происходит равномерно. Вследствие этого и нужды в дополнительно защите нет.

В некоторых случаях даже наоборот, отросший рог приходится подрезать, чтобы обеспечить комфортное передвижение и предотвратить растрескивание. Кроме этого, в табуне кони нередко дерутся, и удар подкованной ногой может обернуться печальными последствиями.

Назначение любой подковы – защита копыта, и, в зависимости от сферы применения животного и времени года, они бывают разных видов. Классические подковы изготавливают из металла и металлических сплавов. Современные варианты предусматривают использование пластика и резины.

И Стоит сказать, что пластиковые подковы не уступают по долговечности железным, при этом амортизационные свойства у них – намного лучше. Подковы для спортивных лошадей делают облегченными, чтобы не снижать резвость и прыгучесть животного.

В зависимости от вида соревнований, в которых участвует подкованный конь, различают:

  • подковы для скачек (толщина от пяти до шести миллиметров и вес от ста до ста двадцати грамм);
  • для длинных забегов – стандартные подковы весом примерно триста грамм;
  • для рысистых бегов использует разновесные подковы – передние тяжелее задних.

Зимой часто используют шипованные подковы, улучшающие сцепление со скользкой поверхностью.

Также их применяют при забегах по скользкой траве. Зимой шипы длиннее, чем летом, и могут доходить до 12-ти миллиметров. Кроме того, чтобы предотвратить налипание снега, зимние подковы часто делают с дном из тонкого металла.

Также подковы бывают специальными и ортопедическими. С их помощью корректируют постановку копыта, движения животного и правильно распределяют нагрузку на конечность. Ветеринарные подковы – отдельная тема, и на ней мы подробно останавливаться не будем.

Если лошадь приучена к подковке, её просто привязывают к неподвижному предмету. Если нет – ставят на развязки. Для особо «буйных» существуют специальные станки, хорошо фиксирующие животное.

Перед началом процесса копыто нужно расчистить. Это крайне важно для того, чтобы ноги животного после кования стояли правильно. Для этого обрезают лишний роговой слой, чтобы обеспечить плотное прилегание подковы.

Каждый уважающий себя коваль имеет свой инструмент – набор ножей для обрезки рога, рашпиль для шлифовки и выравнивания, щипцы для изъятия старых гвоздей, кусачки и так далее. Сам инструмент, а также нога лошади, которую коваль держит в руках, весьма тяжелые, поэтому люди этой профессии обычно обладают хорошей физической силой.

После окончания подготовки мастер начинает тщательный подбор подков. Если они подходят не идеально – он подгоняет их на наковальне. Только после того, как наилучшее соприкосновение подковы и копыта достигнуто – происходит подковка. Есть негласное правило – одну ногу никто не кует. Меняют сразу все четыре подковы. Кроме того, стоимость услуги различна – передние ноги стоят дешевле, нежели задние.

Сам процесс может занимать довольно много времени. Длительность зависит от опыта коваля, индивидуальных особенностей животного и его приученности к процедуре.

Без специальных навыков даже пытаться подковать коня – лучше не стоит. Только научившись у опытного мастера, можно самостоятельно ковать лошадей. Пусть этим сложным делом занимаются настоящие профессионалы.

Правильно подкованная лошадь чувствует себя комфортно. Подковкой лошадей занимается кузнец.

Но вы можете помочь ему в этой работе, чтобы ваш питомец был довольным и счастливым.

Для чего подковывают лошадей

Подковы защищают копыта от травмирования при езде по каменистой поверхности. Помимо этого подковы обеспечивают лучшее сцепление с землей, поэтому лошадь не может поскользнуться и упасть.

Вообще подковы нужны не всем лошадям, так лошадей, которые живут на мягком грунте, вообще не подковывают. Но если лошадь часто используется для выездов, ее требуется обязательно подковать. Эту процедуру делают каждые полтора месяца. Подгоняет подковы лошадям и пони специальный кузнец – коваль.


Если у лошади не имеется подков, необходимо внимательно следить за ее копытами, поскольку они могут неправильно стираться или растрескиваться. Это будет сильно усложнять процесс ходьбы Вашего животного. Копыта питомца следует осматривать каждый день, до прогулки и после. Кто-то должен держать лошадь, а кто-то в этот момент проверять ее копыта.

Работа кузнеца

Кузнец делает подкову из полосок металла. Каждая подкова подгоняется под копыто, при этом кузнец проверяет, чтобы лошадь стояла уверенно и прямо.


Удаление старой подковы

Первым делом необходимо удалить старые подковы. Кузнец отдирает старую подкову клещами, при этом прочно зажимая копыто лошади межу ногами.

Зачистка копыта

Перед установкой новой подковы кузнец проверяет состояние копыта и зачищает его. Он убирает все гвозди и камни, а шероховатости зачищает с помощью особого скребка.
После этого он подгоняет новую подкову. Подкова в этот момент горячая, это облегчает процесс ее подгонки по размеру. Правильная подкова должна четко совпадать с краями копыта.


Подкова готова

На завершающем этапе кузнец проверяет, чтобы не осталось острых краев, гвозди не торчали, а подкова сидела прочно. Все трещины в копытах кузнец заполняет специальной пастой для копыт.

Как изготавливаются подковы


Полоска металла раскаляется в огне до ярко-красного цвета. Разогретое мягкое железо приобретает необходимую форму под ударами молота, при этом используется изогнутая часть наковальни. После этого в подкове делаются отверстия под гвозди, чтобы ее можно было прикрепить к копыту лошади.

Что представляет собой процедура подковывания лошади, как, с какой периодичностью и кем она проводится – любителям этих животных знать полезно, а тем, кто занимается ими профессионально, – обязательно подавно.

Правильно выбираем подковы

Для того чтобы разобраться в назначении и видах подков, целесообразно обратиться, как ни странно, к обуви, которую носит человек. Она создана очень давно с целью защиты ног от негативных внешних факторов (климатических, биологических, антропогенных). Практическая функция тесно сопряжена с комфортом, поэтому обувь подбирается с пониманием того, где и когда ее нужно носить. Скажем, в походных условиях следует отдать предпочтение удобным, не стесняющим движение ботинкам, а высокий каблук будет неуместен, валенки на меху, легкие мокасины, сандалии надеваются сообразно погоде и сезону, при проблемах с опорно-двигательным аппаратом показана ортопедическая обувь и т.д.

По схожему принципу подбирается и подкова для лошадей. Она представляет собой металлическую пластину, «обуваемую» на копыто лошади, чтобы защитить его от повреждений и травм. Наличие оной принципиально важно, поскольку лошадь – животное тяжеловесное, проводит почти все время на ходу, а поверхность, по которой она ступает, может быть разной.

В зависимости от занятия, к которому привлечена лошадь, различают несколько видов подков. Так, есть подковы, подходящие к комплекции среднестатистической лошади и ее физической нагрузке, — стандартные. Они размерные (всего есть 13 размеров подков ) и могут оснащаться шипами (во избежание скольжения в осенне-зимний период). По форме различаются лишь тем, что для передних копыт подковы делаются более закругленными.

Если лошадь спортивная и часто задействована в скачках, то подковывают ее иначе. Это более трудоемкий процесс, чем создание стандартной подковы. Главным образом потому, что она делается вручную с учетом индивидуальных параметров каждой лошади. Идеальная подкова для скачек должна быть легкой (до 120 грамм), но прочной, поэтому ее изготавливают из специальной пружинной стали.

Конкур или выездка требуют тонких и идеально «сидящих» подков, то есть тех, которые не выходят за пределы копыта. Наконец, ортопедические подковы, как можно догадаться, предназначены для коррекции движений лошади, исправления дефектов копыт, профилактики заболеваний опорно-двигательной системы и отдыха. Эти подковы изготавливаются строго по замерам с учетом конкретной проблемы или задачи, а их «ношение» назначает врач-ветеринар.

Инструменты для ковки

Чтобы качественно подковать лошадь, необходимо пользоваться специальными инструментами. Среди них основными являются:

  • Ухналь.
  • Обсечка.
  • Копытный нож.
  • Рашпиль.
  • Ковочный молоток и др.

Сначала кузнец осматривает конечности, освобождает лошадь от старых подков, чистит ее копыта, подгоняет размер подков, а затем только крепит новые. Когда лошадь молодая или просто слишком активная, используется станок для ковки.


Подковывание таких лошадей обычно занимает больше времени: чтобы помочь лошади привыкнуть к манипуляции с конечностями, кузнец обычно «имитирует» ковку, просто постукивая по копытам. И только после того, как между лошадью и человеком установилось доверие, можно начинать подковывать сначала переднюю, потом заднюю пару конечностей.

Подковка лошади

Важно! Процесс подковки лошади – большой труд, требующий недюжинных усилий, мастерства и терпения. Дилетантский подход к этому делу может навредить и лошади, и неопытному кузнецу.

Несколько общих нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы процесс подковывания прошел гладко:

  • Создать комфорт: ковка должна происходить в сухом и чистом помещении.
  • Избегать опасностей: рядом с лошадью не должно быть еды и других животных; активных лошадей лучше сразу привязывать.
  • После окончания работы проверьте, равномерно ли лошадь перемещает конечности, не хромает ли и т.д.

Сама процедура подковывания лошади происходит в несколько этапов:

  • Снятие старой подковы: для этого кузнец зажимает конечность животного и с помощью щипцов снимает гвозди, захватив их за барашки.
  • Кусачками убирается ороговевший слой копыта, различные загрязнения снаружи.
  • Внутри навести косметический блеск можно с помощью копытного ножа. Здесь нужно действовать особенно осторожно, поскольку сама чистка копыта не приносит лошади боли и дискомфорта, при чистке внутренней части копыта можно задеть мягкие ткани;
  • Стенки копыт подравниваются секачом и шлифуются рашпилем.
  • Когда копыто готово, прикладываем к нему раскаленную подкову: на ней останутся отпечатки, по которым и делается дальнейшая примерка и подгонка подков к копыту.
  • Неровности, лишние части подковы убираются, после чего можно перейти к «переобуванию».
  • Подкова, под которой находится резиновая прослойка, прибивается гвоздями к роговому слою копыта.

С какой периодичностью нужно менять подковы? Частота «переобувания» определяется характером активности лошади и поверхности, по которой она перемещается, а также индивидуальной скоростью отрастания копытной стенки. В среднем подковы меняют раз в месяц-полтора. Слишком частая или, наоборот, редкая перековка приводит к губительным для здоровья лошади последствиям.

Когда начинать подковывать лошадь? Жеребят уже с 2-3-х месячного возраста уже можно подковывать. Однако первые пять лет жизни (именно в этот период лошадь набирает основную массу) нужно пристально следить за ростом и правильным развитием копыт, чтобы в будущем избежать серьезных патологий.

Следует помнить, что лошади нужно и время отдыха от подков – до 2-х месяцев в год. Соблюдая основные правила ковки можно застраховать лошадь, а вместе с ней наездников и других людей от различных опасностей, которые несут в себе проблемы в обращении с лошадью, неправильный подход к ней.

Современный конь без подков, как современный человек без обуви. Подковывание защищает копыта лошадей от истирания и механических повреждений. Дикие животные, которые имеют возможность ходить по мягкой земле, траве или пескам не нуждаются в ковке. Природный грунт не вредит их копытам, обтачивает и полирует их.

Спортивные или сельские кони не смогут долго передвигаться неподкованными, ведь асфальтированное покрытие дорог вредит неподкованным животным. Копыто – это костяное образование, которое в процессе эволюции объединило три первых пальца животного. Ноги у коней достаточно хрупкие. Животные с дефектами ног удаляются владельцами «на пенсию». Большое значение для производительности труда и спортивных достижений имеет правильный выбор материалов и грамотное подковывание .

Человек издавна заботится о тех, кого приручил. Подковывать коней начали в стародавние времена. Сначала коней обували в металлические тяжелые ботинки. Поняв, что лошадям в такой «обуви» совсем неудобно, люди придумали металлические накладки на копыта.

Подкованный конь не страдает от неровностей грунта и прочности асфальтового или бетонного покрытия. Подковка лошадей защищает их подошвы. Более того, в зимнее время, специальные шипы, которые вкручиваются в металл, обеспечивают коню устойчивость и проходимость в условиях гололёда.

Подковы для лошадей бывают разной толщины и формы. Подковывают коней в зависимости от предназначения. Спортивных коней подковывают не так, как рабочих.