Методика обучения акробатическим упражнениям в начальной школе. Страна образования


Освоение новых гимнастических упражнений имеет ряд специфических особенностей:

1. Многие гимнастические упражнения для занимающихся являются совершенно новыми формами движений, незнакомыми им по предшествующему двигательному опыту

2. Обучение упражнениям связано с требованием выполнять движения в гимнастическом стиле.

3. Двигательные навыки в гимнастике должны обладать высокой устойчивостью и стабильностью при выполнении упражнений в меняющихся условиях внешней среды и внутреннего состояния гимнаста.

3. Двигательные навыки в гимнастике должны обладать высокой устойчивостью и стабильностью при выполнении упражнений в меняющихся условиях внешней среды и внутреннего состояния гимнаста. И в то же время навык должен быть пластичным.

4. В связи с многоструктурностью и многофункциональностью гимнастических упражнений приходится учитывать возможности переноса эффекта от выполнения одного упражнения на другое, вновь изучаемое. В зависимости от общности или различий в структуре движений, в их сенсорном, энергетическом или психологическом обеспечении возможен положительный или отрицательный перенос с ранее выполненного упражнения на вновь изучаемое.

Наряду с указанными выше видами переноса выделяют еще так называемое явление последствия – это временное ухудшение точности движений после больших мышечных усилий (даже кратковременных), работы на выносливость, сильных эмоциональных возбуждений или угнетения, умственных напряжений. Например, после упражнений на силу временно ухудшается координация движений и даже такой прочный навык, как почерк.

Для избегания отрицательных последствий этих явлений необходимо:

а) умело планировать изучение новых упражнений, исключая возможность отрицательного переноса и явления последствия;

б) избегать одновременного изучения упражнений, сходных в деталях, но различающихся по своей технической основе. Например, не следует изучать одновременно сальто назад и темповой переворот назад (фляк);

в) не изучать одновременно упражнения, сходные по структуре движений, на двух снарядах (подъем разгибом, махом вперед или назад на брусьях, кольцах, перекладине);

г) при изучении упражнения в одну сторону надо, не доводя его до стадии навыка, изучить и в другую сторону;

д) упражнения со сложной координацией движений, требующие высокой точности, расчета, тонкой ориентировки в пространстве в условиях безопорного положения тела, упражнения в равновесии должны изучаться до выполнения упражнений, требующих больших мышечных усилий, эмоционального напряжения, выносливости и т.д.

5. Выполнение многих гимнастических упражнений связано с необходимостью проявлять смелость, решительность, эмоциональную устойчивость, а в ряде случаев даже идти на риск – все это вызывает большие трудности в овладении упражнениями. Облегчить положение занимающихся можно с помощью следующих методических приемов:

а) создание более четкого представления о характере движений во всех частях и фазах упражнения, потому что недостаток информации является основной причиной помех, неуверенности в своих силах и возможностях, страха;

б) организация своевременной помощи и страховки;

г) воспитание воли, целеустремленности, настойчивости, решительности и смелости, приучение к самостоятельности в действиях.

6. В процессе выполнения многих гимнастических, акробатических и упражнений художественной гимнастики создаются ускорения, являющиеся раздражителями рецепторов вестибулярного анализатора. Чрезмерное воздействие на них может отрицательно повлиять на координацию движений, ориентировку в пространстве, эмоциональную устойчивость, решительность и смелость при выполнении упражнений.

Методы обучения упражнениям

При обучении гимнастическим упражнениям применяются словесный метод, метод наглядной демонстрации, метод упражнения.

Словесный метод практически реализуется в следующих методических приемах: описание, объяснение, рассказ, инструкция, указание и др.

Метод наглядной демонстрации реализуется в показе упражнения, демонстрации различных наглядных пособий, макетов, в использовании внешних ориентиров, ограничителей движений и др. У занимающихся создается зрительный образ упражнения, Чем точнее этот образ соответствует технике показанного упражнения, тем быстрее и правильнее занимающийся его выполнит.

Метод упражнения позволяет воздействовать главным образом на двигательную сферу занимающихся. При этом постепенно формируется двигательный образ упражнения, двигательное умение, а затем и навык. Этот метод применяется в сочетании с рассмотренными выше методами в виде целостного и расчлененного выполнения упражнения.

При целостном методе, упражнение выполняется без применения подготовительных или подводящих упражнений. Этот метод можно использовать для обучения простых упражнений.

Для сложных упражнений применения целостного метода возможно, когда имеются достаточно эффективные средства страховки и помощи, например тренажерные устройства. Они берут на себя функции контроля за движениями гимнаста, и делают возможным разучивание довольно сложных упражнений целостным методом.

С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные гимнастические упражнения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части, и каждая из них изучается отдельно.

При расчленении упражнения не следует дробить его на слишком мелкие части, так как при этом могут возникать ощущения и восприятия, не свойственные целостному исполнению, что затруднит овладение упражнением. Каждая выделенная часть по возможности должна представлять собой относительно самостоятельное упражнение.

При разучивании упражнения расчленённым методом могут использоваться такие методические приемы, как:

а) освоение главного в технике исполнения упражнения;

б) фиксация тела или отдельных его звеньев в той или иной фазе упражнения;

в) проводка в изучаемой части или фазе упражнения;

г) имитация движения;

д) изменение исходных и конечных условий движения;

Целостное и расчлененное выполнение упражнений дополняется следующими методическими приемами:

а) подводящими упражнениями;

б) дополнительными ориентирами для различных сенсорных систем;

в) физической помощью;

г) изменением условий обучения и др.

Подводящие упражнения применяются для создания или уточнения представлений об упражнении. Они помогают прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения.

При подборе этих упражнений соблюдаются следующие правила:

а) подводящие упражнения должны быть сходными по структуре движений с изучаемым упражнением или его основными частями;

б) их следует располагать по возрастающей трудности;

в) только после усвоения предыдущего подводящего упражнения следует переходить к следующему;

г) если возникают ошибки в более сложном подводящем упражнении, нужно вернуться к предыдущему, более легкому подводящему упражнению.

д) чем меньше занимающиеся подготовлены к овладению изучаемым упражнением, тем больше подводящих упражнений они должны выполнить.

Наряду с подводящими упражнениями в учебном процессе применяются, так называемые, подготовительные упражнения. С их помощью у занимающихся развивают необходимые двигательные и психические способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения, необходимые для выполнения сложных упражнений.

Зрительные и слуховые ориентиры облегчают формирование правильного представления об упражнении, о его пространственных, временных и силовых параметрах, а также о согласовании движений различными звеньями тела. В качестве ориентиров используются различные предметы, метки на стенах, потолке, специально размеченные щиты, установленные у снаряда ограничители движений, подвешенные мячи, линии, начерченные на полу или на матах, и др. Звуковые сигналы применяются для овладения ритмом движений, своевременного приложения мышечных усилий. Все это помогает ученику ориентироваться в пространстве, содействует более правильному выполнению упражнения, позволяет оценить собственные действия.

Помощь и страховка играют важную роль при овладении новыми, сложными для занимающихся упражнениями. Наряду с подсказкой, подачей ритмических сигналов иногда приходится оказывать ученику физическую помощь. Она необходима при плохой ориентировке в пространстве, при недостаточно развитой мышечной силе, координации движений, нерешительности и робости.

При оказании помощи применяют следующие методические приемы:

а) проводка по всему упражнению или отдельной части, фазе, фиксация тела или отдельного звена в определенной точке движения;

б) подталкивание, поддержка и подкрутка. В применении этих методических приемов надо соблюдать определенную меру. Она зависит от уровня общей и специальной физической, технической и волевой готовности ученика выполнить новое упражнение. Надо своевременно предоставлять возможность занимающимся самостоятельно справляться с возникающими трудностями, чтобы они не привыкали к физической помощи. По мере овладения изучаемым упражнением от физической помощи переходят к страховке, а затем исключают и ее.

Специальные приспособления и тренажеры применяются для того, чтобы облегчить занимающимся овладение сложными упражнениями, сделать учебно-тренировочный процесс более производительным, эффективным.

Изменение условий обучения применяется в качестве метода на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой изучаемого упражнения, когда оно уверенно выполняется в комбинации. Когда упражнение выполняется уже достаточно уверенно и точно, переходят к совершенствованию техники его исполнения. Учащихся приучают выполнять упражнение в меняющихся условиях занятий. Методика обучения на этом этапе складывается в основном из методов целостного выполнения изучаемого упражнения с избирательным совершенствованием деталей техники.

В первых попытках исполнения сложного упражнения трудно избежать неточных, ошибочных движений, и здесь большое значение имеет своевременное исправление допущенных неточностей.

Ошибка - это действие, не позволившее достичь поставленной цели. Причинами ошибки могут быть недопонимание техники исполнения упражнения, слаборазвитые способности, недисциплинированность, нерешительность и робость, отсутствие целеустремленности.

Если все же ошибка закрепилась, то для ее устранения могут быть применены следующие методические приемы:

а) вернуться к более простому подводящему упражнению;

б) на время прекратить выполнение упражнения, чтобы затормозить процесс образования ненужных условных связей;

в) переучить упражнение в другую сторону;

г) обучить надежной самостраховке

Этапы обучения упражнениям

В теории и практики физического воспитания принято выделять три этапа обучения двигательным действиям. Первый этап связан с ознакомлением техники двигательного действия. На втором этапе обучения формируется техника исполнения двигательного действия. На третьем этапе происходит стабилизация и совершенствование техники исполнения двигательного действия.

I -й этап -этап начального разучивания упражнения . Он направлен на создание общего представления об изучаемом упражнении и овладение основами техники упражнения. Четкость представления об изучаемом упражнении, его образ служит основой сознательного овладения упражнением. Представление об упражнении формируется на основе информации, поступающей в центральную нервную систему от сенсорных систем. Для создания у учеников предварительного представления об упражнении используются следующие методические приемы: название упражнения, показ, объяснение его назначения и техники исполнения, опробование (если это доступно для занимающихся).

Название упражнения в создании представления о нем играет достаточно важную роль. Называть упражнение надо терминологически правильно. В этом случае оно становится эффективным пусковым фактором для ЦНС, способствует созданию условий для замыкания временных условных связей, необходимых для осуществления движений.

Показ упражнения. Принято полагать, что до 80% информации и отсюда понятна значимость показа, как основополагающего приема создания представления об изучаемом упражнении и соответственно, высокими требованиями к качеству демонстрации упражнения. Показ упражнения должен быть образцовым, близким к идеальному.

В качестве наглядных пособий могут использоваться видеофайлы, компьютерная анимация, кинограммы, схематичное изображение упражнения, шарнирная модель фигурки гимнаста и др.

Объяснение техники исполнения упражнения - наиболее ответственный и сложный методический прием создания представления об упражнении. Объяснение должно быть кратким, основанным на знакомых занимающимся представлениях. Чем сложнее изучаемое упражнение для восприятия, тем в большей мере показ сочетается с подробным и доходчивым объяснением.

При объяснении техники движений обучаемым сообщается наиболее важная для успешного выполнения упражнения информация. Особое внимание уделяется раскрытию закономерностей движений и в соответствии с ними объясняются способы выполнения упражнения.

Опробование упражнения. Этот методический прием применяется только после того, как ученики получили достаточно четкое представление об упражнении и поняли технику его исполнения. При опробовании упражнения отчетливо проявляется способность обучаемых с образа упражнения сотворить само упражнение. В проявлении этой способности важную роль играют координация движений, мышечная сила, гибкость, быстрота двигательных действий, внимание, точность представления об упражнении, запоминание последовательности и закономерностей движений, волевой настрой, общее отношение к занятию.

Важно, чтобы первые попытки были удачными. Это вселяет уверенность в свои силы и вызывает интерес к занятию, к овладению изучаемым упражнением. Поэтому опробуются только доступные обучаемым упражнения. В этом случае занимающиеся получают возможность соотнести свои представления об упражнении с его фактической сложностью и со своими способностями, необходимыми для успешного овладения упражнением, выполняют его сознательно, творчески, активно.

II-й этап - этап углубленного разучивания . Этап углубленного разучивания гимнастического упражнения направлен на овладение деталями техники, технически правильное и самостоятельное выполнение упражнения.

При дальнейшем усвоении упражнения уточняются полученные ранее представления о нем по возможно большему числу параметров техники движений, устанавливается самоконтроль за движениями, устраняются ошибки в технике исполнения, совершенствуется культура движений, происходит овладение основами техники упражнения.

Методика обучения на этом этапе складывается в основном из методов целостного выполнения изучаемого упражнения, с избирательным совершенствованием деталей техники. Продолжительность этого этапа зависит от сложности упражнения, от уровня общей и специальной подготовленности занимающихся к овладению им, от методического мастерства педагога и др. Данный этап обычно заканчивается, когда обучаемые смогут самостоятельно и правильно выполнить разучиваемое гимнастическое упражнение, хотя при этом еще возможны отдельные неточности в выполнении некоторых деталей техники упражнения.

III-й этап - этап закрепления и совершенствования техники упражнения . Он направлен на стабилизацию техники и совершенствование выполнения изучаемого упражнения, доведение выполнения до уровня прочного и стабильного навыка.

После устранения ошибок, когда упражнение выполняется уже достаточно уверенно и точно, переходят к совершенствованию техники его исполнения. Учащихся приучают выполнять упражнение в меняющихся условиях занятий, нередко более сложных, чем соревновательные. В этом случае могут использоваться следующие методические приемы:

а) изменение высоты снаряда, на котором выполняется изученное упражнение, выполнение его в ином направлении, выполнение упражнений на другом снаряде;

б) соединение изученного элемента с другими упражнениями или включение его в различные комбинации, искусственное удлинение комбинации за счет включения в нее 2-3 дополнительных элементов;

в) выполнение упражнений на тренировках, в непривычных для занимающихся условиях, например в «чужом» зале, на открытых площадках и др.;

г) выполнение упражнений на фоне утомления, эмоционального возбуждения (присутствие на тренировке зрителей) или угнетения и др.;

д) соревнование на лучшее исполнение упражнений или на количество раз и др.;

Литература

1. Гимнастика: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений // Под ред. Журавина М.Л., Меньшикова Н.К. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 448 с.

2. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе // Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 448 с.

Горохов Александр Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОБУ "СОШ № 10 имени Д.Г. Новопашина"
Населённый пункт:
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика обучения основным акробатическим упражнениям в начальной школе"
Дата публикации: 01.01.2018
Раздел: полное образование

Методика обучения основным акробатическим упражнениям

в начальной школе

Горохов Александр Алексеевич

Учитель физической культуры

МОБУ «СОШ №10 имени Д.Г.Новопашина»

г. Якутск Республика Саха (Якутия)

Введение

Контрольные упражнения

Тест для контроля за координационными способностями

Заключение

Введение

физической

культуры

гимнастику.

гимнастика оказывает разностороннее воздействие на весь организм человека.

травматизма

уроках гимнастики – вот основная причина нежелания

учителей полностью проходить этот раздел программы. Согласен, гимнастика

разновидностями

несоблюдении

необходимых

предосторожности таит в себе определенный риск. Но этот риск не больше, чем

в других разделах школьной программы по физической культуре, и я придаю

значение

частности

акробатическим

упражнениям в начальных классах)

Я попытаюсь объяснить, почему?

Акробатика

разновидность

гимнастических

упражнений.

Акробатические упражнения способствуют формированию правильной осанки,

совершенствованию

вестибулярного

аппарата

(равновесия,

ориентирования в пространстве при любом положении тела), приспособлению

организма

перераспределению

влиянием

инерционных

(центробежных) сил. А также занятия акробатикой развивают координацию

движений, гибкость, силу, вырабатывают умение владеть своим телом, смелость

и решительность.

Почему же детей надо обучать акробатическим упражнениям?

Во время занятий акробатикой напрягаются абсолютно все группы мышц

человека. Причем напрягаются они примерно с одинаковым усилием. В других

же видах спорта идет напряжение только отдельных групп мышц, что может

привести к негармоничному развитию организма.

А почему именно детей?

становление организма. То есть развитие человека в детском возрасте будет

отражаться

развитии

взрослом

возрасте.

развитие

подвижности человека и его координации очень интенсивно идет в детском

возрасте,

взрослом

провести

развитие

результативно. Например, научить ребенка делать акробатическое упражнение

взрослого.

умственным

способностям

способностям

взрослого

примерно одинаково по продолжительности обучения, взрослого даже легче.

возрасте

физическое

развитие

умственное.

умственное развитие надо прекращать вовсе, просто его надо проводить в

равных долях.

акробатическими

упражнениями

развивается

вестибулярный аппарат. Этот орган, находящийся у человека в районе уха,

отвечает за координацию движений человека, за его внимательность и ловкость.

Следовательно, у

намного меньше шансов травмировать себя в

повседневной жизни. А также очень важно, чтобы дети стремились не только

приобрести необходимые для жизни двигательные навыки, но и умели видеть

красоту движений.

акробатические

упражнения

способствуют

формированию правильной осанки, а правильная осанка создает благоприятные

условия для свободного и глубокого дыхания, а следовательно, для развития

грудной клетки и легких.

акробатикой

нравятся

Выполнения

акробатических упражнений вызывают большой интерес у детей и желание

повторить

научиться

упражнения

являются

красивыми, необычными и зрелищными. Показ таких упражнений на публике

или просто своим друзьям вызывает восторг у публики, а, следовательно, во

много раз поднимает настроение того, кто исполнил эти упражнения.

У вас наверняка возникнет такой вопрос: А если ребенок повторит сложный

что-нибудь.

опасение

возникнуть, только если не правильно учить ребенка. И самое главное в плане

умственного и психологического воспитания. Например, если не уделять ему

должного

внимания

объяснять

доходчиво

ключевые

поставленной

обучение

акробатике

начинается с простых упражнений, которые вполне доступны любому человеку.

Эти упражнения составляют базу для изучения более сложных упражнений.

Чтобы обеспечивать интерес у ребят к этому разделу учебной программы,

мне приходится разнообразить упражнения и, конечно, методически грамотно

проводить обучение этим упражнениям.

Обучение акробатическим упражнениям

остановлюсь

методике

обучения

основным

акробатическим упражнениям в 1-4-х классах: «мост», перекаты вперед, назад, в

сторону, кувырок вперед, стойка на лопатках, кувырок назад. Поскольку они

повторяются

протяжении

обучения

необходимы

развития вестибулярного аппарата, для формирования прикладных навыков),

правильно

выполнять

акробатические

упражнения.

Придавая

значение

подготовительным

подводящим

упражнениям, придумывать упражнения из различных исходных положений,

«стоя спиной к стенке», «сидя на гимнастической скамейке», что способствует

эффективному усвоению элемента в целом.

Учитывая

возрастные

особенности

учащихся

начальных

стараюсь

подобрать

использовать

упражнения

образные

сравнения,

имитирующие движения животных, предметы итд. Например, при обучении

- «мосту» - упражнения «Жираф», «Гусеница», «Корзиночка»

Кувыркам «вперед» - упражнения «Качалка», «Ежик», «Улитка»»

Кувыркам «назад» - упражнения «Весы», «Бутерброд»

Перекатам в сторону - упражнения «Комочек», « Рыбка»

Стойке на лопатках – упражнения «Ножницы», «Велосипед»

программой

`Гимнастика`

учащихся

акробатических

упражнений

предусмотрены

«мост» из положении лежа, группировка, перекаты в группировке. Обучение

выполнению упражнения «мост» в положению лёжа.

Дети выполняют упражнение фронтально:

1- И.п.,о.с.: руки вперед, ладони под углом 90°, затем сгибаем руки и переводим

ладонями назад, тем самым имитируем вместе, как правильно ставить руки на

мат при выполнении «моста».

2. Подводящее упражнение у гимнастической стенки: стоя спиной к ней, хват

техники выполнения «моста»: ноги и руки полностью выпрямляются, голова

3 – И.п. – лёжа на спине, сгибают ноги (на ширине плеч) и согнутые руки ставят

на гимнастический мат выше плеч. Проходя мимо детей, исправляю

некоторым помогаю поднять «мост». Чем ближе руки и ноги, тем выше «мост».

Желательно учить сразу ноги в коленях выпрямлять, тогда «мост» становится

более эстетичным.

Обучая группировке, прежде всего нужно научить школьников округлять

спину. На это нацелено первое подводящее упражнение.

1. И.п.: ноги на ширине плеч, голова опущена, подбородок касается груди.

Потянуться

наклоняясь,

попытаться

коснуться

Добиваться

опускались

выдвигались вперед.

2. И.п., о.с.: согнуть правую ногу, подтянув колено к груди, взявшись правой

рукой за голень, прижать пятку к ягодице, голову опустить. То же левой ногой.

Почему сразу не принять положение группировки сидя или в упоре присев, ведь

дети справятся с ним? Для правильного кувырка вперед важно, захватывая

руками голени, как можно ближе подтянуть пятки к ягодицам. В упоре присев

прочувствуют

предлагаемое упражнение как раз и создает предпосылки для этого. Затем

выполняются следующие упражнения.

подбородком

круглую` спину. Руки согнуть и опуститься грудью на колени.

4. То же, но, ухватившись руками за голени, колени развести и таким образом

спрятать голову между ними, чтобы ушами коснуться коленей.

5. И.п.: лежа на спине. Подтянуть колени к груди и выполнять группировку. Это

упражнение требует значительно большего числа повторений, чем другие, так

как учащиеся в положении группировки довольно часто теряют ориентировку и

им нужно привыкнуть к не совсем удобной для них позе.

6. И.п.: сед. Согнуть ноги и принять положение группировки.

7. И.п.: сед на самом краю сложенных стопкой двух матов. Подтянуть ноги к

туловищу, оттолкнуться от матов руками и, сгруппировавшись и сильно подав

плечи вперед, принять упор присев на полу. Упражнение проделывается быстро.

По мере овладения переходят к выполнению из седа на одном мате.

8. И.п.: упор присев. Перекаты в группировке - `качалка`. Особое внимание

обращать

учащиеся

отводили

прижимали колени к груди (колени как бы привязаны к плечам).

9. И.п.: упор присев. Выполняя перекаты назад и вперед, принимать положение

упора присев. Советовать детям прижимать пятки к ягодицам и подавать плечи

вперед (от этого зависит успешное освоение упражнения).

10. Перекаты вперёд – назад в группировке из положения лёжа на спине.

11. Сидя на полу в группировке, мягко перекатиться назад, коснуться пола

лопатками, затылком и, не задерживаясь, перекатиться вперёд.

13. Перекаты в сторону. И.п. – Лёжа на животе руки вверх. Перекатиться на

правый бок, на спину и на живот. То же в другую сторону.

14. И.п. – лёжа на животе «Корзиночка» руками захватить голеностопы;1-3

максимально прогнуться в спине; 4-И.п.

приведенные

упражнения

выполнять

одновременно

обеспечивает

максимальную

занятость

исключает

возможность

достаточное

количество

повторений

упражнения.

выполнения

упражнений: разделить класс на первые и вторые номера. Тогда одновременно

одна половина класса выполняет задание, а вторая - исправляет ошибки и

оказывает помощь. Такой способ организации тоже эффективен, так как наряду

моторной

плотностью

достигается

активность ребят, приобретаются инструкторские навыки.

приведенные

упражнения

использованы

домашних заданиях.

Во втором классе начинается обучение кувырку вперед, которое следует

начать с повторения перекатов в группировке. Затем я изучаю кувырок поперек

матов с таким расчетом, чтобы дети заканчивали его в положении ноги на полу,

поскольку

пониженная

облегчает

вставание.

Овладение

двигательным

действием

насколько

правильно

принял ученик исходное положение перед его выполнением (при условии, что

учащиеся хорошо освоили группировку).

Перед объяснением техники выполнения кувырка вперед я обязательно

выполняю этот акробатический элемент перед детьми. Показ этого упражнения

дает учащимся наглядное представление, что же такое кувырок вперед. Затем

идет объяснение. Говорю ребятам о положении рук (кисти ближе к ступням), о

постановке головы на мат (не на лоб и не на макушку, а на заднюю часть

отталкивании

внимание

исходному

положению перед кувырком. Можно обучение начинать из упора присев. Я же

изучение

начинать

согнувшись,

положении

наклониться вперед и плавно согнуть руки, как ученик без толчка ногами

опускается затылком на мат и перекатывается на спину. Кстати, при таком

способе намного труднее поставить неправильно голову - на макушку - и,

значит, меньше вероятность получить травму. При таком исходном положении

создается необходимое ускорение для полного переворота в кувырке вперед

проследить,

опаздывал с группировкой в упоре присев

«Маленькие превращения»

Дети строятся в шеренгу в шаге друг от друга. По команде: «В улитку –

превратись!» ученики выполняют присед с поднятыми вверх руками –

опасности

выполнить

группировку.

Упражнение

повторять

следующей

превратись!»

выполняют

из упора присев упор стоя согнувшись, высоко подняв таз и

перенося массу тела на руки. Упражнение повторить 4 – 6 раз. По команде:

«Теремок,

превратись

колобок!»

отталкиваясь

одновременно сгибая руки, переворачиваются через головы, касаясь плечами

выполняют

группировку

продолжая

заканчивают кувырок приседом в группировке, после чего, не меняя положения,

выполнить ходьбу «Ёжиком».

Кувырок со скамейки.

Кувырок вперед - довольно сложное двигательное действие, особенно

подготовленных

недостаточно

координированных,

излишним

ученикам

предложить

следующие

упражнения.

1. Те, кто с трудом осваивает активное разгибание ног и движение плечами

выполняют

акробатический

небольшой уклон. Для этого достаточно положить под мат мостик.

начального

движения

вперед-вниз.

исправить

недостаток,

выполняют

повышенную

поверхность, т. е. на 2-3 мата, положенных друг на друга. Упражнения они

делают из упора присев, руки на матах.

И, конечно, самым надежным средством предупреждения травм являются

грамотная

страховка

выполнении

занимающегося,

поддерживает

выполнялся кувырок с опорой на голову, надо рукой, поддерживающей шею,

наклонить голову учащегося и не отпускать руку до окончания переката через

Во втором классе предусмотрено также освоение учащимися стойки на

лопатках согнув ноги, а в третьем классе - с прямыми ногами. Обучение

провожу по тому же принципу: показ, объяснение, выполнение подводящих

упражнений и самого акробатического элемента (стойки на лопатках согнув

ноги). Чтобы обучение протекало успешно, школьники должны привыкнуть к

необычному

положению

упражнение: из седа на полу перекат назад, коснуться носками согнутых ног

пола за головой, руки вдоль туловища. Упражнение можно задавать на дом и

для проверки его освоения повторять на уроках. Очень важно также научить

принимать

исходное

положение.

применяю

следующие

упражнения.

1. Повторить предыдущее упражнение, но задержаться в положении лежа на

спине согнувшись.

2. Положение стойки на лопатках полезно предварительно побольше повторить,

сначала стоя на полу. В полушаге от стены прислониться с ней плечами и шеей,

поставить ладони на поясницу, а локтями упереться в стену. Таким образом

отрабатывается умение правильно располагать руки в стойке на лопатках в

облегченных условиях. Обычно детям трудно сохранять равновесие лежа на

спине согнувшись. Задача еще более усложняется, если им в этом неустойчивом

положении приходится думать еще и о постановке рук. Когда же они научатся

уверенно ставить руки стоя, опираясь о стену, им легче будет справиться с

упражнением в целом.

3. Лежа на спине согнувшись, ладонями упереться в поясницу, локти поставить

на гимнастический мат почти параллельно друг другу.

4. То же, но в конце упр. 3 медленно поднять согнутые ноги до положения

стойки на лопатках.

Не следует разрешать школьникам делать стойку на лопатках с прямыми

подготовительные

упражнения,

добьются

быстрой и правильной постановки локтей на опору по отношению к туловищу.

Уже с первых попыток я внимательно слежу за учащимися, помогаю принять

правильное (выпрямленное) положение тела.

В четвертом классе школьники начинают разучивание кувырка назад.

Этот акробатический элемент является довольно сложным, и обычно дети в

начальной стадии разучивания допускают существенные ошибки. Так, вначале

они делают перекат назад медленно, пассивно. Потом же, стараясь исправить

этот недостаток и выполнить перекат быстрее, они начинают запрокидывать

голову назад и выпрямляют спину, а это приводит к удару затылком о мат.

распространенная,

неправильная

постановка

Поэтому очень важно в 1-2-х классах много внимания и времени уделить

обучению

перекату

включить

самостоятельный

элемент обучение перекату назад с последующей опорой руками за головой.

Итак, обучение кувырку назад.

объяснение.

выполняют

подготовительные

подводящие

упражнения

освоения

акробатического

элемента

выполняться

фронтальной

организации учащихся).

1. Лежа на спине, быстро поднять полусогнутые ноги и коснуться ими пола за

2. Сидя спиной к стене, вплотную к ней (дети могут сидеть на гимнастической

скамейке), поставить руки на стену, как для кувырка назад.

3. Из седа на полу перекат назад, коснуться согнутыми ногами пола за головой

поставить

пальцами

Учащихся следует ориентировать на то, чтобы они стремились к выполнению

упражнения без остановок с правильной и своевременной (в момент касания

пола лопатками) постановкой рук.

4. То же, но перекат выполняется из упора присев. Обращать внимание детей на

то, чтобы они, начиная движение из упора присев, не отставляли назад таз, а

как бы садились себе на пятки.

5. Повторить упр. 2, но, поставив руки на стену, попробовать от нее отжаться,

отодвинуть себя от стены, опуская при этом подбородок на грудь.

6. «Весы». В упоре присев, обязательно опираясь коленями на согнутые руки,

наклониться вперёд и удерживать равновесие на одних руках.

7. Выполнить вращение «колобком» кувырок назад по наклонной плоскости

(положить под маты гимнастический мостик) в сед на пятках.

8. Кувырок назад в сед на пятках на ровной поверхности.

9. И.п.: упор присев. Кувырок назад в группировке в упор присев.

Страховка и помощь при выполнении кувырка назад. Учитель, стоя на

одном колене сбоку от учащегося, поддерживает его под спину у шеи (в начале

упражнения),

опускании

помогает

выполнить

подтолкнув

устранения болевых ощущений в области шеи и головы необходимо следить за

своевременным разгибанием рук (в начале опускания ног за голову).

Комплекс упражнений на ловкость: бег 6 м, кувырок вперёд, кувырок

назад, бег 6 м

Контрольные упражнения (композиции из 3-4 элементов) по акробатике

1-й класс

Упражнение выполняется на матах, расположенных поперек. И.п. о.с.: стоя на

полу спиной к матам, упор присев, перекат назад и вперед `качалка` в упор

присев, поворот кругом в приседе (лицом к матам), упор на колени `комочек`

(сесть на пятки, ладони на колени, локти прижать к бедрам), перекат в сторону

(вправо или влево) в упор на колени, лечь на живот `рыбка`, перекат (вправо

прогнуться

`лодочка`

переставляя ладони к ступням (колени не сгибать) выпрямиться, руки вверх

`жираф`, и.п.- о.с.

2-й класс

Учащиеся выполняют 2 упражнения. Упражнение 1 - то же, что в 1-м классе.

Упражнение 2 (выполняется на матах, расположенных в длину). И.п. о.с.: упор

присев, перекат назад в стойку, на лопатках с согнутыми ногами, перекат вперед

в упор присев, и.п. о.с.

3-й класс

Упражнение 1 - то же, что в 1-м классе. Упражнение 2 выполняется на матах,

расположенных в длину. И.п. о.с.: упор присев, два кувырка вперед в упор

присев, перекат назад в стойку на лопатках с согнутыми ногами, затем с

прямыми (держать 5 счетов), согнув ноги перекат вперед в упор присев, и.п. о.с.

4-й класс

Учащиеся выполняют два упражнения. Упражнение

1 - то же, что в 3-м

классе, упр. 2. Упражнение 2 выполняется на матах, расположенных в длину.

И.п. о.с.: упор присев, кувырок назад в упор присев, кувырок вперед в сед с

прямыми ногами, наклон вперед `бутерброд`, перекат на спину, не сгибая ноги

стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, и.п., о.с.

Для контроля за координационными способностями в младших классах

применяю следующий тест

Три кувырка вперёд.

Оборудование: секундомер; маты.

Описание теста. Учащийся встаёт у края матов, уложенных в длину, приняв

основную стойку. По команде «Можно!» учащийся принимает положение упора

последовательно,

остановок

выполняет

стремясь

минимальный

последнего

кувырка ученик вновь принимает основную стойку.

Результат. Фиксируется время выполнения трёх кувырков вперёд от команды

«Можно!» до принятия учащимися исходного положения.

Общие указания и замечания. После команды «Можно!» выполняющий тест в

обязательном

положение

приступить

выполнению

кувырков.

Осуществление

кувырков

запрещается.

последнего

зафиксировать

положение

основной стойки. Разрешаются два зачётные попытки, результат лучшей из них

заносится в журнал.

Нормативы оценки абсолютных показателей координационных

способностей в акробатических упражнениях – три кувырка вперёд

(фиксируется время в сек.;)

среднего

среднего

мальчики

мальчики

мальчики

мальчики

Проверка уровня развития координационных способностей учащихся 1 – 4

классах (в процентах).

Уровень развития КС

среднего

среднего

Заключение

Как показывает практика, чем лучше развиты у детей координационные

способности, тем быстрее они овладевают двигательными навыками. Младший

школьный

наиболее

благоприятный

р а з в и т и я

координационных

способностей

Естественно,

целенаправленное

развитие координационных способностей положительно влияет на быстроту и

качество обучения акробатическим упражнениям.

В заключении надо сказать, что акробатические упражнения, являясь

составной частью физического воспитания содействуют

гармоничному развитию организма детей

достижению высокой устойчивости организма к условиям жизни

повышению адаптивных свойств организма

Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на

воспитание физических качеств способствуют развитию физической и

умственной работоспособности.

Акробатические упражнения - одно из эффективных средств спортивной и физической подготовки школьников. Их выполнение связано с развитием ловкости, быстроты, умением ориентироваться в пространстве при непривычных положениях и вращательных движениях тела, подготавливает школьников к выполнению многих упражнений на гимнастических снарядах.

Группировка.

Обучение простейшим акробатическим упражнениям, таким как перекаты и кувырки, следует начинать с упражнений, связанных с быстрым и правильным принятием группировки. Группировка - согнутое положение тела, в котором колени максимально подтянуты к плечам руками хватом за голени, локти прижаты к телу, спина округлена, готова наклонена вперед, стопы ног и колени разведены на 15-20 см одно от другого (рис.1).

Для выполнения правильной группировки следует обучить школьников следующим упражнениям:

1. Группировка сидя. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах, взяться руками за середину голеней, притянуть голени к груди, голову наклонить вперед, колени держать на расстоянии 15-20 см одно от другого (рис.2,а).

  • 2. Группировка в приседе. Из стойки ноги врозь присесть и принять положение группировки (рис.2,б).
  • 3. Группировка лежа на спине. Из положения лежа на спине, согнуть ноги и наклонить голову вперед к коленям, принять положение группировки (рис.2,в).
  • 4. Широкая группировка. Из положения полуприседа в стойке ноги врозь захватить руками бедра снизу снаружи у подколенных впадин (рис.2,г).
  • 4.3. Правила гимнастической терминологии
  • 4.3.1. Способы образования терминов
  • 4.3.2. Правила применения терминов
  • 4.3.3. Правила сокращений (опускание отдельных обозначений)
  • 4.4. Термины общеразвивающих и вольных упражнений
  • 4.5. Термины упражнений на снарядах
  • 4.6. Термины акробатических упражнений*
  • 4.7. Термины упражнений художественной гимнастики
  • 4.8. Правила и формы записи упражнений
  • Часть II основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям
  • Глава 5 строевые упражнения
  • 5.1. Назначение и особенности строевых упражнений
  • 5.1.1. Основные наименования расположения строя и его
  • 5.2. Основные группы строевых упражнений
  • 5.2.1. Строевые приемы
  • 5.2.2. Построения и перестроения
  • 5.2.3. Передвижения
  • 5.2.4. Размыкания и смыкания
  • 5.3. Методические указания
  • Глава 6 общеразвивающие упражнения
  • 6.1. Характеристика упражнений
  • 6.2. Классификация упражнений и программный материал
  • 6.2.1. Упражнения для рук и плечевого пояса
  • 6.2.2. Упражнения для шеи
  • 6.2.3. Упражнения для ног и тазового пояса
  • 6.2.4. Упражнения для туловища
  • 1. Упражнения для мышц передней поверхности туловища.
  • 6.2.5. Упражнения для всего тела
  • 6.2.6. Упражнения для формирования правильной осанки
  • 6.3. Составление комплексов общеразвивающих упражнений
  • 6.3.1. Зависимость форм и содержания занятий ору
  • 6.3.2. Специфическая направленность ору
  • 6.3.3. Правила подбора упражнений
  • 6.4. Методика проведения общеразвивающих упражнений
  • 6.4.1. Особенности проведения ору с использованием предметов
  • 6.4.2. Обучение ору
  • 6.4.3. Дозировка ору
  • Глава 7 прикладные упражнения
  • 7.1. Характеристика прикладных упражнений
  • 7.2. Техника и методика обучения основным упражнениям
  • 7.2.1. Ходьба и бег
  • 7.2.2 Упражнения в равновесии
  • 7.2.3. Упражнения в лазанье
  • 7.2.4. Упражнения в метании и ловле
  • 7.2.5. Упражнения в поднимании и переноске груза
  • 7.2.6. Упражнения в переползании
  • Глава 8 упражнения на гимнастических снарядах (мужское многоборье)
  • 8.1. Общие основы техники упражнений на гимнастических снарядах
  • 8.1.1. Силовые упражнения
  • 8.1.1.1. Статические упражнения
  • 8.1.1.2. Силовые перемещения
  • 8.1.2. Маховые упражнения
  • 8.1.2.1. Структура маховых упражнений
  • 8.2. Упражнения на коне
  • 8.2.1. Характеристика упражнений
  • 8.2.2. Техника упражнений и их классификация
  • 8.2.2.1. Упражнения общеразвивающего характера
  • 8.2.2.2. Прикладные упражнения
  • 8.2.2.3. Специальные упражнения
  • 8.2.3. Особенности обучения и организации занятий
  • 8.3. Упражнения на кольцах
  • 8.3.1. Характеристика упражнений
  • 8.3.2. Упражнения начальной подготовки
  • 3.3.3. Спортивные упражнения
  • 8.4. Упражнения на брусьях
  • 8.4.1. Характеристика упражнений
  • 8.4.2. Упражнения общеразвивающего и прикладного характера
  • 8.4.3. Спортивные упражнения
  • 8.5. Упражнения на перекладине
  • 8.5.1 Характеристика упражнений
  • 8.5.2. Упражнения начальной подготовки
  • 8.5.3. Спортивные упражнения
  • Глава 9 упражнения на гимнастических снарядах (женское многоборье)
  • 9.1. Упражнения на брусьях разной высоты
  • 9.1.1. Упражнения общеразвивающего и прикладного характера
  • 9.1.2. Спортивные упражнения
  • 9.2. Упражнения на бревне
  • 9.2.1. Характеристика упражнений
  • 9.2.2. Основы техники упражнений
  • 9.2.3. Особенности обучения и организация занятий
  • 9.2.4. Основные упражнения
  • Глава 10 прыжки
  • 10.1. Характеристика и классификация прыжков
  • 10.2. Техника и методика обучения прыжкам
  • 10.3. Прикладные опорные прыжки
  • 10.4. Спортивные опорные прыжки
  • Глава 11 вольные упражнения
  • 11.1. Характеристика вольных упражнений
  • 11.2. Содержание вольных упражнений
  • 11.3. Обучение вольным упражнениям
  • 11.4. Композиция вольных упражнений
  • Глава 12 акробатические упражнения
  • 12.1. Характеристика акробатических упражнений, их классификация
  • 12.2. Техника акробатических упражнений, методика обучения
  • 12.2.1. Акробатические прыжки
  • 12.2.2 Статические упражнения
  • 12.2.3. Групповые акробатические упражнения
  • 12.2.4. Парные упражнения
  • 12.2.5. Пирамиды
  • 12.2.6. Бросковые упражнения
  • Глава 13 упражнения художественной гимнастики
  • 13.1. Классификация упражнений
  • 13.2. Подготовительные упражнения
  • 13.3. Упражнения без предмета
  • 13.4. Упражнения с предметом
  • Глава 14 методика обучения гимнастическим упражнениям
  • 14.1. Цели и задачи обучения в гимнастике
  • 14.2. Характеристика гимнастических упражнений
  • 14.3. Предпосылки успешного обучения гимнастическим упражнениям
  • 14.4. Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям
  • 14.5. Особенности взаимодействия гимнастических упражнений
  • 14.6. Этапы обучения гимнастическим упражнениям
  • 14.7. Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям
  • 14.7.1. Помощь и страховка
  • 14.8. Методика исправления ошибок
  • 14.9. Особенности обучения групповым и массовым упражнениям
  • 14.10. Средства обеспечения учебного процесса в гимнастике
  • Часть III виды гимнастики и формы занятий
  • Глава 15 образовательно-развивающие виды гимнастики
  • 15.1. Основная гимнастика
  • Развивающая направленность основной гимнастики
  • 15.2. Женская гимнастика
  • 15.3. Атлетическая гимнастика
  • 15.4. Профессионально-прикладные виды гимнастики
  • 15.4.1. Профессионально-прикладная гимнастика
  • 15.4.2. Спортивно-прикладная гимнастика
  • 15.4.3. Военно-прикладная гимнастика
  • Глава 16 оздоровительные виды гимнастики
  • 16.1. Гигиеническая гимнастика
  • 16.2. Производственная гимнастика
  • 16.3. Ритмическая гимнастика
  • 16.4. Лечебная гимнастика
  • Глава 17 спортивные виды гимнастики
  • 17.1. Характеристика спортивных видов гимнастики
  • 17.2. Тенденция развития спортивных видов гимнастики
  • 17.3. Характеристика содержания спортивных видов гимнастики
  • Глава 18 формы занятии гимнастикой
  • Глава 19 урочные формы занятий гимнастикой
  • 19.1. Общие методические положения
  • 19.2. Методика проведения отдельных частей занятий гимнастикой
  • 19.2.1. Подготовительная часть занятий
  • 19.2.2. Основная часть занятий
  • 19.2.3. Заключительная часть занятий
  • Глава 20 соревнования по гимнастике
  • 20.1. Значение соревнований
  • 20.2. Виды соревнований
  • 20.3. Программа соревнований
  • 20.4. Положения о соревнованиях
  • 20.5. Подготовка и проведение соревнований
  • 20.6. Особенности проведения массовых соревнований
  • 20.7. Основы судейства в гимнастике
  • Глава 21 массовые гимнастические выступления
  • 21.1. Общие требования к массовым гимнастическим выступлениям
  • 21.2. Характеристика программ
  • 21.3. Музыкальное сопровождение
  • 21.4. Художественное оформление
  • 21.5. Организация и методика подготовки
  • 21.5.1. Содержание и порядок выполнения работы в предрепетиционный период подготовки
  • 21.5.2. Содержание и порядок выполнения работы в репетиционный период подготовки
  • Часть IV
  • 22.2. Основные документы планирования
  • 22.2.1. План работы
  • 22.2.3. Учебная программа
  • 22.2.4. График учебного плана
  • 22.2.5. Рабочий план
  • 22.2.6. План-конспект урока
  • 22.3. Учет учебной работы
  • 22.3.1. Годовой отчет
  • Глава 23 методика занятий гимнастикой в школе и пту
  • 23.1. Задачи физического воспитания, решаемые на занятиях гимнастикой в школе
  • 23.2. Содержание и методика занятий гимнастикой в младших, средних и старших классах
  • 23.3. Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп
  • 23.4. Характеристика гимнастических упражнений комплекса гто
  • 23.5. Методика обучения гимнастическим упражнениям комплекса гто
  • 23.6. Формы занятий гимнастикой
  • Глава 24 методика занятий гимнастикой с женщинами
  • 24.1. Задачи и содержание основной гимнастики для женщин
  • 24.2. Методические особенности проведения занятий
  • 24.3. Основные упражнения для женщин
  • 24.4. Контроль за состоянием здоровья
  • Глава 25 занятия гимнастикой с лицами среднего, пожилого и старшего возраста
  • 25.1. Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста
  • 25.2. Формы занятий
  • 25.3. Содержание и методические особенности занятий
  • 25.4. Планирование и дозировка физической нагрузки
  • 25.5. Врачебный контроль и самоконтроль
  • Часть V обеспечение занятий гимнастикой
  • Глава 26 места занятий и их оборудование
  • 26.1. Гимнастические залы
  • 26.2. Гимнастические снаряды
  • 26.3. Инвентарь
  • 26.4. Гимнастическая площадка
  • 26.5. Правила эксплуатации залов и оборудования
  • Глава 27 меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой
  • 27.1. Причины травматизма в гимнастике
  • 27.2. Профилактика травматизма в различных видах упражнений
  • 27.3. Врачебный контроль и самоконтроль
  • 12.2. Техника акробатических упражнений, методика обучения

    12.2.1. Акробатические прыжки

    Прыжки - наиболее динамичные акробатические упражнения, широко применяемые не только в акробатике, но и в других видах спорта. Изучение акробатических прыжков начинается с простей­ших упражнений, которые в то же время служат подготовительными к освоению более сложных прыжков.

    Группировка, перекаты (рис. 143) - основные подготовитель­ные упражнения для кувырков и сальто; умение группироваться - одно из определяющих условий правильного использования этих упражнений. Поэтому необходимо изучить группировку сидя (а), в приседе (б), лежа на спине (в), а также широкую группировку (г) (захват руками за бедра снизу, снаружи у подколенных впадин, ноги врозь), которая применяется при исполнении некоторых акробатических упражнений. Например: круговой перекат, сальто боком.

    Перекаты изучаются из упора присев, из стойки на голове, лежа на спине, из стойки на коленях (д), из седа ноги врозь.

    Кувырок вперед (рис. 144). В упоре присев, опираясь руками впереди ступней, начать толчок ногами. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперед и, ДО конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшие через голову и коснувшись лопатками пола, быстро сгруппироваться. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола отпустить ноги и, посылая руки вперед, прийти в упор присев.

    При изучении кувырка вперед нужно повторить группировку и перекаты в группировке лежа на спине с переходом в сед и присел в группировке.

    Кувырок назад (рис. 145), Из упора присев, толкаясь руками, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед, перекатываясь на лопатки, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать. В момент переката через голову необходимо опереться на поставленные руки на польза плечами и отжаться.

    В момент переката через голову необходимо опереться на поставленные руки на польза плечами и отжаться.

    Колеса (рис. 146). Колесо выполняется вправо или влево в ли­цевой плоскости в стойку ноги врозь, руки в стороны. Поворот следует начинать только перед постановкой на пол первой руки (левой при выполнении влево). Руки и ноги ставятся по одной ли­нии, примерно через равные расстояния, тело совершенно прямое, ноги максимально разведены врозь. Основные компоненты техни­ки- мах одной и толчок другой ногой.

    Перед обучением колесу занимающимся следует усвоить стойку на руках ноги вместе и врозь (с поддержкой), затем выход в стой­ку на руках ноги врозь переворотом в сторону из стойки боком или лицом в направлении движения. Партнер, стоя сбоку испол­няющего со стороны спины, помогает ему выйти в стойку, поддер­живая левой рукой у поясницы справа, а правой слева. Далее из стойки на руках ноги врозь ученик с помощью партнера выполняет вторую половину переворота. После этого можно делать переворот колесом в целом (с места) из стойки лицом по направлению движе­ния с помощью. После этого осваивается колесо с темпового прыж­ка (с места), затем с 2-3 шагов и, наконец, с разбега.

    Переворот с головы (рис. 147). Основные компоненты техники этого элемента - толчок и мах ногами с последующим торможе­нием, толчок руками от пола и правильное приземление.

    Руки следует ставить возможно дальше от ног, без фазы поле­та, а лбом касаться пола несколько впереди рук (руки) и голова образуют вершины равностороннего треугольника. В момент ка­сания опоры головой следует энергичный разгиб прямыми ногами в тазобедренных суставах с последующим торможением относительно туловища и резким толчком руками от пола. Затем следует фаза полета, в конце которой ученик приземляется на носки прямых ног, опускается на всю стопу и несколько амортизирует приземле­ние, слегка приседая. В этот момент туловище прогнуто, голова наклонена назад, руки вверху. Расстояние между линиями толчка ногами, опоры руками и приземления примерно равно.

    Обучение перевороту с головы начинается с повторения стойки на голове. Затем в стойке на голове занимающимся предлагается согнуть прямые ноги почти до касания пола носками и вновь ра­зогнуть в стойку на голове. Следует обращать особое внимание на приземление. Для этого можно использовать следующее упражне­ние: стоя в полутора-двух шагах от стены, наклониться назад и опереться руками о стену, руки согнуть. Оттолкнувшись от стены руками, наклонить голову назад и, подавая вперед колени и таз, встать, руки вверх. С этой же целью можно использовать парные упражнения: первый номер ложится на спину, поднимает руки вперед, согнутые ноги ставит ступнями на пол на ширине стопы. Второй становится у головы первого, берет его за руки. С небольшой помощью второго первый встает, подавая вперед колени и таз и наклоняя голову назад.

    1. Из положения лежа согнувшись на лопатках, руки вперед, резко разгибая тело в тазобедренных суставах, выполнить вскок разгибом с помощью двух партнеров, помогающих за руки.

    2. Из стойки на голове согнувшись, носки почти касаются пола. Падая назад, резко разогнуться в тазобедренных суставах, оттолк­нуться руками от пола и вскочить на ноги. Упражнение выполнять о возвышения 3-5 гимнастических матов с поддержкой партнера одной рукой за плечо, другой - под поясницу.

    Переворот вперед (рис. 148). Переворот вперед выполняется ма­хом одной ногой и толчком другой с опорой прямыми руками и приземлением на слегка согнутые ноги. Обязательно наличие фазы полета после толчка руками. При правильном исполнении этого элемента руки ставятся возможно дальше от ног, но без прыжка Выполняющий должен стремиться соединить ноги в момент окон­чания отталкивания совершенно прямыми руками. При приземле­нии надо прогнуться, руки поднять вверх, голову наклонить на­зад.

    Начинать обучение перевороту следует после того, как зани­мающиеся освоят переворот с головы. Далее следует выполнять следующие упражнения: 1. Стойка на руках у стены махом одной и толчком другой ноги. 2. Переворот на плечо преподавателя. За­нимающийся с разбега делает переворот, а преподаватель, стоя на линии разбега, в момент толчка руками подставляет плечо под его бедра и берет ученика к себе на плечо.

    После освоения переворота на прямые ноги изучаются его раз­новидности: переворот на одну, переворот прыжком и др. Для освое­ния высокого полета целесообразно выполнять переворот на воз­вышение из Ъ~ 4 матов (руки ставить до мата).

    Прыжок/из стойки на руках (курбет) (рис. 149). Из стойки на руках занимающийся незначительно сгибает ноги и, прогибаясь в поясничной части, теряет равновесие в направлении передней поверхности тела. В момент потери равновесия ноги резко раз­гибаются с последующим торможением, и ученик отталкивается руками от пола, переходя в фазу полета с рук на ноги.

    Затем, резко сгибаясь в тазобедренных суставах, занимающийся обеспечивает подъем плеч к моменту приземления. Руки поднимаются вверх, и упражнение заканчивается прыжком.

    Обучение нужно начинать с повторения стоек на руках без по­мощи партнера. Для освоения правильного разгибания в тазобед­ренных суставах необходимо несколько раа проделать опускание ног со стойки на руках в упор стоя согнувшись, затем то же на воз­вышении с последующим резким выпрямлением из этого положе­ния в стойку руки вверх. Затем выполнить это же упражнение с возвышения и рекомендовать толкнуться руками до касания но­гами пола. Для совершенствования курбета необходимо выполнять его с приземлением на возвышение из гимнастических матов.

    Переворот с поворотом (рондат) (рис. 150). Рондат служит переходным элементом от разбега к акробатическим прыжкам. Выполняется махом одной и толчком другой ногой с последователь­ной опорой прямыми руками, поворотом "на 180° и фазой полета после опоры руками. Упражнение выполняется в вертикальной плоскости, левая рука (при повороте налево) и ноги ставятся по одной линии, правая рука - на 5-10 см влево-. Все упражнения исполняются в строго вертикальной плоскости. Поворот плеч сле­дует начинать непосредственно перед постановкой первой руки. Выход в стойку, соединение ног и поворот нужно стремиться выпол­нить в момент опоры правой рукой (при повороте налево). После маха правой ногой и поворота туловища на 90° необходимо соеди­нить ноги и затем продолжать дальнейший поворот туловища. После опоры руками обязательно должна быть фаза полета. Обу­чать рондату надо после освоения колеса и прыжка с рук на ноги (курбета), повторить также стойку на руках.

    Переворот назад (фляк) (рис. 151). Переворот назад - одно из основных акробатических упражнений. Выполняется он прыжком назад толчком двумя ногами с вращением назад прогнувшись и промежуточной опорой прямыми руками. Оттолкнувшись руками» занимающийся выполняет курбет и приземляется на обе ноги. Обя­зательны две фазы полета (до и после опоры руками), равные по вы­соте и длине. Вначале обучают полуприседу с отведением рук до отказа назад с небольшим наклоном плеч вперед и потерей равновесия назад.

    Далее повторяют курбет. Обучение непосредственно фляку начинается с медленного переворота через руки двух партне­ров. Ученик ложится спиной на их руки, его ставят в стойку на ру­ках для исполнения курбета. Можно выполнять это упражнение и вдвоем. Для этого двое занимающихся становятся вплотную друг к другу и поднимают руки вверх. Первый берет второго (исполняю­щего переворот) за лучезапястные суставы и наклоняется вперед, ставя его руки на пол перед собой. Второй ложится на спину пер­вому, наклоняя голову назад, прогибаясь в пояснице и расслабляя ноги. В стойке на руках, потеряв равновесие в направлении перед­ней поверхности тела, второй выполняет курбет. Затем переворот выполняется на лонже и после этого - самостоятельно.

    "

    Акробатические упражнения не только выглядят красиво в действии, но и значительно улучшают физические возможности человека. В этой обзорной статье рассмотрены простейшие акробатические элементы, которые входят в основы физкультуры и формируют базу гимнастики.

    Суть акробатики

    Акробатика как умение доступна далеко не каждому, поэтому ею начинают заниматься с детства. Это разновидность спортивной активности и особый вид гимнастики, который направлен на развитие определённых физических характеристик человека, а именно:

    • силы;
    • балансировки;
    • ориентировки в пространстве;
    • гибкости;
    • ловкости;
    • прыгучести;
    • точности движений;
    • скорости совершения действий;
    • тренировки вестибулярного аппарата.

    Помимо физических характеристик, воспитываются и психологические качества:

    • исполнительность;
    • организованность;
    • ответственность;
    • смелость;
    • осторожность;
    • решительность;
    • сила воли;
    • согласованность с партнёром.
    Данный вид спорта довольно универсален и входит в состав многих других видов спортивной активности:
    • как базовые элементы на уроках физкультуры в школе;
    • в составе общеукрепляющих спортивных упражнений;
    • в комплексе занятий, связанных с похудением;
    • в профессиональной подготовке спортсменов различных направлений – от гимнастов, до пловцов и хоккеистов.

    Важно! Акробатика является базой для любой физической активности. Она включает элементарные упражнения, доступные к выполнению практически каждым. По мере развития навыков и улучшения физической подготовки они значительно усложняются.

    Занятия акробатикой увеличивают мышечную силу и растяжимость мышц, укрепляют мышечный корсет, сердечно-сосудистую систему и суставно-связочный аппарат, что позволяет усовершенствовать двигательные способности и достичь хорошего физического развития.

    Весь комплекс акробатических упражнений имеет разделение на 3 больших блока:

    • балансировку;
    • прыжки;
    • бросковые упражнения.

    Занятия всегда начинаются с подготовительной части, в которой есть разминка и разогревание мышц. После этого наступает основная часть с выполнением непосредственно акробатических умений.

    Для начинающих это элементарные упражнения вроде мостика, кувырков и шпагата. По мере освоения простые упражнения усложняются от уровня к уровню. Заканчивается занятие разминкой, когда даются расслабляющие упражнения, при выполнении которых мышцы отдыхают.

    Виды упражнений

    В каждый из 3-х блоков акробатических умений входят конкретные специальные задания. Так, к балансированию, суть которого состоит в том, чтобы сохранять собственное равновесие или уравновешивать партнёра, относятся такие виды упражнений:


    Блок акробатических прыжков подразумевает подпрыгивания, которые сопровождаются вращательными или полувращательными движениями тела, а также с использованием опоры и без неё. В блок входят:
    • перекаты;
    • кувырки;
    • полуперевороты;
    • перевороты;
    • сальто.
    Последний блок бросковых трюков включает:
    • броски партнёра;
    • ловлю партнёра.

    Знаете ли вы? В древности сальто называлось «вальто мортале», что переводится с итальянского как «смертельный прыжок». Тогда это упражнение действительно считалось смертельным и выполнялось кувырком в воздухе с подкидного трамплина.

    Основные группы

    Все акробатические упражнения можно разделить на две большие группы - те, которые выполняются в динамике, и статического характера.

    Динамические упражнения

    Динамические акробатические элементы выполняются в движении и представляют собой вращение тела спортсмена. Оно (равно как и переворачивание через голову) может быть как полным, так и частичным.

    Касательно наличия опоры или её отсутствия переворачивание бывает:

    • с опорой (кувырки);
    • с промежуточной опорой (перевороты);
    • без опоры (сальто).

    Рассмотрим подробнее каждое упражнение из динамической группы:


    Знаете ли вы? Наиболее значимый фактор снижения гибкости - это не старение организма, а сидячий образ жизни, когда мышцы атрофируются.

    Статические упражнения

    Эта группа содержит упражнения, которые выполняются без движения, в статическом положении, и заключаются в поддержании тела так, чтобы оно приняло определённую позу, и в сохранении его равновесия.

    К статической группе относятся:


    Условия и инвентарь

    Занятия по акробатике проводятся в спортивном или гимнастическом зале, в котором должны быть соблюдены следующие условия:

    • температура в помещении от +15 ℃;
    • влажность воздуха до 40%;
    • освещение от 200 лк.

    Все обучающиеся должны быть одеты в спортивную форму и иметь специальную обувь для занятий акробатикой. Одежда должна соответствовать следующим требованиям:
    • лёгкая, из натуральных тканей;
    • удобная, не стесняющая движений;
    • под одежду на область живота надевается бандаж в виде резиновых лент / пояса.

    Важно! Чаще всего костюм акробатов представляет собой хлопковые майку и трусы или гимнастический купальник для девушек и гимнастические майку и спортивные брюки для юношей. Такая форма не стесняет движения и позволяет тренеру увидеть, правильно ли выполняются все комбинации.

    Обувь для занятий шьётся специальная. Это ботинки из мягкой кожи, парусины или брезента с мягкой выворотной кожаной подошвой. Используются именно ботинки, а не туфли, так как защищают голеностопный сустав от растяжения и травм. В противном случае травм плеча, шеи и головы партнёра при выполнении стоек, а также парных или групповых упражнений не избежать. Как вариант обуви могут использоваться гимнастические тапочки.
    Обязательным инвентарём в гимнастическом зале для занятий акробатикой являются:

    • гимнастический мат;
    • дорожка для прыжков из войлока и обшитая брезентом;
    • рейнское колесо - представляет собой два обруча, скреплённых скобами;
    • брусья;
    • батут;
    • трамплин;
    • потолочные и ручные лонжи - длинные верёвки, использующиеся в качестве страховки (нужны для выполнения особо трудных элементов);
    • бублики и фетровые шапочки - дополнительные элементы для выполнения стоек на голове.

    Знаете ли вы? Абсолютно все травмы возникают от недостатка гибкости и дефицита растяжки.

    Функции акробатики

    Акробатические занятия, в первую очередь, выполняют такие 2 основные функции:

    1. Усовершенствование двигательной сферы человека, что позволяет оздоровить организм, улучшить собственные физические возможности. Тогда практически любой вид физической деятельности, даже если он не связан напрямую с акробатикой, становится по силам.
    2. Создание зрелищности, что выводит акробатику на более сложный уровень спортивной дисциплины и циркового искусства, а также выступает как незабываемое зрелище для зрителей (особенно если движения совершаются под музыку).

    Помимо вышеперечисленных функций, эта разновидность гимнастики:
    • улучшает физическую форму;
    • тренирует все мышцы тела;
    • совершенствует контроль над телом;
    • укрепляет сердце и сосуды;
    • способствует повышению иммунитета;
    • нормализует метаболические процессы;
    • формирует правильную и красивую осанку;
    • позволяет поддерживать тело в спортивной форме и не набирать вес;
    • создаёт эстетически привлекательный внешний вид тела.

    Важно! Никогда не приступайте к выполнению «шпагата » без хорошего разогрева, иначе данная попытка будет чревата травмами, растяжением или даже разрывом мышц.

    Упражнения для начинающих

    Не все акробатические элементы являются сложными в исполнении. Простейшие могут выполнять не только дети, но даже взрослые без специальной длительной подготовки (достаточно иметь растяжку).

    «Ласточка»

    «Ласточка» - базовое упражнение, которое входит в школьные уроки физкультуры. Его суть заключается в умении длительное время удерживать равновесие, стоя на одной ноге.Существует более простой способ выполнения, который подходит начинающим взрослым, и более сложный - для детей.

    Простая «ласточка» выполняется в коленно-локтевой позе:

    • встать на четвереньки, опереться локтями в пол, держа их под прямым углом и строго под плечевыми суставами;
    • одну ногу отвести назад и распрямить так, чтобы нога, спина и голова образовывали прямую линию;
    • замереть на 5 секунд;
    • упражнение можно усложнить отведением ноги ещё выше, чтобы стопой можно было коснуться головы.

    Видео: техника выполнения акробатического упражнения «Ласточка» Более сложная «ласточка» выполняется с балансированием на одной ноге, которое положено в основу многих более сложных трюков:

    • встать, держа спину ровно, а колени - прямыми;
    • одну ногу, втягивая колено и держа её прямой, отвести назад;
    • наклонить туловище вперёд, спина ровная;
    • руки развести в стороны (они должны быть с туловищем в одной плоскости);
    • удерживаться на одной ноге (другая нога и спина должны образовать прямую линию);
    • сохранять равновесие, не сгибая колено и спину;
    • задержаться в позиции на 5 секунд;
    • со временем можно увеличивать время нахождения в позиции.

    Видео: техника выполнения упражнения «Ласточка»

    «Корзинка»

    При выполнении этого элемента растягиваются передние мышцы бёдер и туловища. Поступать следующим образом:

    • занять позицию «лёжа на животе»;
    • согнуть ноги в коленях, подняв ступни в сторону головы;
    • приподнять голову и грудную клетку над полом, дотянувшись руками назад к ногам и обхватив ладонями ступни;
    • потянуть ноги к голове, прогибаясь в спине;
    • таз держать на полу, а бёдра, верхнюю часть живота и грудную клетку попытаться оторвать от пола, образовывая телом так называемую корзинку.
    Этот упражнение довольно простое в исполнении, эффективно растягивает большое количество мышц и тренирует держать равновесие.

    Видео: техника выполнения упражнения «Корзинка»

    «Продольный шпагат»

    Берёт своё начало в гимнастике. На первый взгляд, оно кажется простым, однако для его выполнения требуется хорошая растяжка мышц. Достичь такого уровня невозможно за несколько занятий. Чем старше человек, тем тяжелее растягиваются его мышцы. Понадобятся несколько недель планомерных тренировок, чтобы освоить данное упражнение.

    Техника выполнения «шпагата» довольно проста:

    • приступать к упражнению можно только после активной разминки;
    • одной ногой встать на колено, а другую вывести вперёд, согнув её в коленном суставе под прямым углом;
    • принять положение «упор ладонями в пол»;
    • ногу, которая стоит коленом на полу, медленно отвести назад, стараясь выровнять колено;
    • переднюю ногу постепенно выводить вперёд, тоже выравнивая колено;
    • совершать пружинистые покачивания вверх-вниз при выравнивании колен и разведении ног.

    Видео: техника выполнения упражнения «Продольный шпагат» Цель «шпагата» - полностью сесть на пол, чтобы ноги, разведённые в противоположные стороны, лежали на полу, образовывая одну сплошную ровную линию. Когда будет достигнута необходимая растяжка, пружинистые покачивания не понадобятся, и вы сможете на шпагат сесть сразу.

    Знаете ли вы? Существует миф: для того, чтобы сесть на шпагат, достаточно просто регулярно растягивать мышцы. Это не совсем так, ведь мышечные волокна, лишённые тонуса, тянутся гораздо хуже. Поэтому нужно чередовать растяжку и силовые упражнения.

    «Поперечный шпагат»

    По технике выполнения практически такой же, как и продольный, только ноги расходятся прямой линией в стороны по бокам от туловища, а не вперёд-назад.

    Техника выполнения почти одинаковая:

    • после разминки присесть на корточки;
    • сделать упор ладонями в пол;
    • развести ноги в стороны, выравнивая колени;
    • стараться опускать таз как можно ниже к полу, пока полностью не сядете;
    • если между тазом и полом остаётся промежуток, сделать несколько пружинистых движений, затем принять исходную позицию.

    Видео: техника выполнения упражнения «Поперечный шпагат» Когда растяжка будет достаточной для того, чтобы полностью сесть на шпагат, становиться на колени или на корточки будет не обязательно. Вы сможете из позиции «стоя на прямых ногах» просто «разъезжаться» в шпагат.

    После того как растяжка станет хорошей, и вы освоите продольный и поперечный «шпагаты», многие другие акробатические упражнения покажутся лёгкими, так как большинство из них выполняются на основе вышеописанных базовых элементов. Все эти базовые упражнения используются также и в гимнастике.

    Организация акробатических занятий в школе

    Многие базовые акробатические упражнения входят в школьную программу уроков по физкультуре для детей, так как довольно просты в исполнении и обеспечивают гармоничное физическое развитие школьников от первых до выпускных классов.

    Для малышей (1-4 класс)

    Занятия для детей младших классов направлены на формирование умения группироваться, владеть своим телом, держать равновесие и подразумевают выполнение простых упражнений:

    1. Группировка - положение тела полусогнутое, колени подтянуты к плечам и слегка разведены, чтобы голова была между колен, ладони обхватывали колени спереди, а локти прижаты к туловищу. Это основа многие других акробатических элементов.
    2. Перекаты - нужны для того, чтобы подвести ученика к выполнению кувырков.
    3. Кувырки - вперёд, назад и в сторону.
    4. Стойка на лопатках, и колени согнуты.
    5. «Берёзка» - стойка на лопатках с ровными ногами.
    6. «Мостик» - поднятие происходит с пола, после усложняется через опускание руками по стене.
    7. Висы на перекладине.
    8. Прыжки через скакалку.
    9. Прыжки в длину с места и с высоты.
    10. Перепрыгивание через бревно.

    Видео: акробатическе упражнения для малышей

    Для подростков (5-8 класс)

    Все предыдущие элементы остаются и в занятиях для детей 12-16 лет, но усложняются:

    • «мост» - выполняется из позиции стоя, прогибаясь в спине назад;
    • лазанье по канату;
    • прыжки через коня или козла;
    • двойные и тройные кувырки вперёд-назад;
    • «берёзка», выполняемая после кувырка вперёд;
    • размахивание на брусьях;
    • стойка на голове с согнутыми ногами в коленях и с упором на голову и кисти;
    • кувырок назад с выходом в полушпагат (когда одна нога прямо отводится назад, а вторая согнута в колене, таз опущен на согнутую ногу);
    • длинный кувырок через прыжок вперёд, когда касание пола головой происходит не менее чем в 60 см от носков.

    Видео: акробатические упражнения для подростков

    Для старшеклассников (8-11 класс)

    Задания уже более сложные и подразумевают, что юноши и девушки имеют определённый уровень физической подготовки - достаточную растяжку, силу и выносливость. Вот пример таких упражнений:

    • стойка на голове - ноги прямые; упор делается на макушку и кисти;
    • кувырок назад через стойку на руках;
    • усложнения «моста» поворотом на упор одним коленом;
    • кувырок после разбега из трёх шагов и прыжка;
    • кувырок с прыжком через преграду;
    • боковой переворот колесом.

    Занятия физкультурой, включающие акробатические элементы, должны проводится высококвалифицированным тренером и со всем надлежащим оборудованием. Обязательно соблюдение техники безопасности.

    Все сложные упражнения сопровождаются страховкой, поэтому акробатические группы должны быть небольшими - до 15 человек, чтобы тренер мог проследить за каждым обучающимся и оказать помощь в исполнении и подстраховать его.

    Знаете ли вы? Анатомические особенности позволяют мужчинам легче освоить поперечный шпагат, а женщинам - продольный.

    Акробатика - вид спорта, которому легче всего обучиться в детстве. Он укрепляет организм, растягивает мышцы, повышает силу и выносливость. Однако это не только способ совершенствования физической культуры; это ещё и зрелищное представление, ведь акробатические трюки выглядят эстетически красиво. Базовые упражнения могут освоить люди любого возраста при достаточном упорстве и желании, однако в детстве они даются наиболее легко.