Оценка соревновательной деятельности. Контроль за соревновательными воздействиями


Спортивная борьба в пауэрлифтинге проводится с косвенным влиянием со стороны соперника. Чтобы победить равного по силам соперника или показать свои наилучшие результаты, атлету нужно наилучшим образом использовать имеющиеся в его распоряжении подходы к штанге и возможно лучше распределить свои силы. Намеченному тактическому плану должны соответствовать организация тренировок и «схема» выступлений на соревнованиях. Организационные мероприятия проводятся заблаговременно, и непос­редственно перед соревнованиями, и на самом соревновании.

Мероприятия, проводимые задолго до соревнования, преследуют, в частности, цель так организовать тренировку, чтобы атлет заранее мог адаптироваться к специфическим условиям соревнования. Для этого необходимо установить, когда, где и в какое время суток оно будет проводиться. Чтобы составить себе представление о продолжительности соревнований, внести коррективы в расстановку атлетов по весовым категориям, оптимально спланировать начальные веса, важно знать, сколько тяжелоатлетов участвует в каждой весовой категории и кто именно.

В мероприятиях, проводимых непосредственно перед соревнованиям, уточняются сведения о сопернике. О его результатах в приседаниях и жиме лёжа на тренировках. О состоянии спортивной формы, о результатах, показанных на последних соревнованиях, о его весе сейчас и весе при достижении лучших результатов. О степени легкости подъема: штанги на соревновательных тренировках, о зависимости достижений в жиме лёжа и становой тяги, об его вероятной тактической установке. Все это подлежит оценке.

Предварительный план тактических действий - расчет подходов, определение размеров весовых надбавок основывается на ряде очень значимых многогранных, и сочетающихся между собой факторов Физической, спортивно-технической и психической работоспособности атлета. Тщательно наблюдая за ним в процессе тренировки и контролируя его достижения, тренер должен перед соревнованиями иметь четкое представление о возможностях своего подопечного.

План расчета подходов надо составлять заблаговременно и достаточно точно, чтобы непосредственно перед началом соревнований не возникли сомнения. Возможны коррективы плана в процессе соревнований, нередко они зависят от факторов, связанных как с соперниками, так и с самим спортсменом.

Важную тактическую задачу спортсмену приходится решать во время взвешивания перед соревнованиями. Атлет, у которого меньше вес на взвешивании, будет победителем в случае одинаковой с соперниками суммы троеборья. Поэтому он может добиться победы, дублируя подходы соперника.

Иногда атлеты настолько свыкаются с намеченным планом выступления, что потом не решаются даже на крайне необходимые поправки и изменения в ходе соревнований. Важно всегда быть готовым к возможным тактическим коррективам, если этого потребуют обстановка, самочувствие.

В ходе разминки перед соревнованием тренеру особенно важно определить работоспособность, координационные возможности, общее самочувствие, психологическую готовность спортсменов. Тренер должен не только уловить технические ошибки атлета, но и определить, насколько он в состоянии управлять своими эмоциями, как относится к предстоящему выступлению: хочет соревноваться или готовится к выходу на помост как к неприятной необходимости.

Первый подход (к начальному весу) в приседаниях, жиме лёжа, становой тяги очень ответствен, к нему нужно относиться с полной сосредоточенностью. Удачный подъем штанги в первом подходе дает возможность избежать нулевой оценки, прочувствовать вес, настроиться, приобрести уверенность в успешности следующих подходов. Благодаря этому возможные сомнения, тревога уступают место соревновательному энтузиазму, необходимой мобилизационной готовности.

Во втором подходе ставится задача развить успех и, как правило, показать наилучший по уровню готовности атлета спортивный результат. В зависимости от удачи первого подхода, легкости выполнения упражнения, самочувствия атлета, варианта надбавки веса и действий противников вес штанги во втором подходе может увеличиваться на 2,5, 5, 7,5, 10 кг и более.

Увеличение веса штанги для второго, подхода на 2,5 кг практикуется редко, обычно в тех случаях, когда начальный вес поднят с очень большим трудом или· для выигрыша соревнований можно ограничиться минимальной надбавкой. Как правило, атлеты набавляют по 5 кг. Увеличение веса штанги на 7,5 кг осуществляется, когда атлет уверен в успешном подъеме штанги и в то же время такой надбавки достаточно для победы или она заставит соперника идти на сомнительный для него вес.

Вес штанги во втором подходе на 10 кг увеличивают чаще всего тогда, когда начальный вес поднят безупречно и с исключительной легкостью. Кроме того, в случае неожиданного срыва при следующем подходе он не сможет повлиять на занятое место. Такая надбавка веса может быть целесообразна и в ситуациях, когда для победы необходим риск.

В третьей попытке атлеты пытаются увеличить свой предельный результат или компенсируют неудачу второго подхода (с тем же весом штанги), а иногда для проверки своих возможностей пытаются поднять рекордный для себя вес. Надбавка веса штанги для третьего подхода чаще всего 2,5 кг, реже 5 кг и в исключительных случаях больше.

Успешное выступление команды в соревнованиях зависит от качества выступления каждого зачетного участника. Нередко тактические просчеты приводят к нулевым оценкам. Поэтому в ответственных командных соревнованиях завышения начальных весов недопустимы. Прежде всего, необходимо следить за весовым режимом участников: учитывать, при каком лишнем (сверх нормы) весе были показаны предельные результаты на тренировках.

Важно знать, как велико влияние сгонки веса на результат. Исследования и обобщение опыта выступлений в соревнованиях показывают, что сгонка веса тела спортсмена на 2 кг приводит к снижению результата до 2,5 кг при сгонке веса на 2- 3 кг - уже до 5 кг. При сгонке веса на 3- 4 кг результаты уменьшаются на 5 кг и более. При уменьшении веса на 4- 5 кг результаты снижаются на 7,5 кг.

В ответственных командных соревнованиях тактический план обсуждается совместно с тренером и командой. Здесь необходимо, действовать, прежде всего, в интересах коллектива. Поэтому начальный вес на таких соревнованиях должен быть на 7,5 - 10 кг. А иногда, и на 15 кг меньше предельного результата на данном этапе подготовки спортсмена. Очень осторожно определяется начальный вес для атлетов, сгоняющих вес, и для атлетов, перешедших в следующую весовую категорию. Новый предельный результат, впервые показанный на пред соревновательных тренировках, еще не дает основания считать, что он будет, достигнут и в соревновательной обстановке. Таким: атлетам опасно начинать соревнования с веса штанги, который еще ни разу не был поднят на соревнованиях.

Учитывая техническую подготовленность атлета, стабильность его техники выполнения и влияние на этого спортсмена соревновательной обстановки, заявляют тот начальный вес, с которым он может справиться достаточно уверенно. Если спортсмен перевозбужден на соревновании, то возрастает вероятность ошибок в его выступлении. К такому же результату приводит и небрежное отношение к технике выполнения классических упражнений на тренировках.

К тактическим действиям в условиях напряженной борьбы с равноценными соперниками относится дезинформация противника о планируемом начальном весе штанги. Заявив при взвешивании очень малый или чрезмерно большой вес, атлет окончательно заявляет нужный вес непосредственно перед вызовом на помост, что нередко заставляет соперника ломать свой тактический план.

Иногда атлет, удовлетворенный успехом в первом подходе, снижает свою активность, требовательность к себе, что может привести к неудаче в последующих подходах. Необходимо поддерживать мобилизационную готовность до конца соревнований.

Успех тактических действий во многом зависит от точности определения предельных результатов в упражнениях в данный момент, от выбора целесообразной степени риска, от выдержки спортсмена, а также от веса тела, от жеребьёвки, от ряда факторов подготовки атлета к данному соревнованию.

Список литературы

1.БалькоП.А . Алгоритмы анализа и управления временной структурой и структурой соревновательной деятельности в пауэрлифтинге/ П.А. Балько//Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2008 № 3(37) . – С 16-18

2. Глядя С. А.,и др. , Стань сильным.Книга 1 /С.А.Глядя., М. А Старов., Ю. В Батыгин // Учебно-методическое пособие по основам пауэрлифтинга. –Укр.:1997. 33с.

3.ХолоповВ.А. Построение и содержание тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки пауэрлифтеров старших разрядов. автореф. дис. канд. Пед. наук: 13.00.04 / В.А.Холопов. – Москва., 2008.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.1. Анализ соревновательной деятельности в спортивных играх, в том числе в теннисе.

1.1.1. Структура соревновательной деятельности в индивидуальных спортивных играх.

1.1.2. Система спортивных соревнований.

1.1.3. Календарь соревнований.

1.1.4. Индивидуальная система спортивных соревнований.

1.1.5. Соревновательный метод подготовки.

1.2 Проблема оценки эффективности соревновательной деятельности. Объективные и субъективные критерии этой деятельности.

1.3 Модельные характеристики соревновательной деятельности юных теннисистов.

1.3.1.Модельные характеристики общего соответствия подготовленности и игры принципам передовой соревновательной деятельности.

1.3.2. Модельные характеристики психологической подготовленности.

1.3.3. Модельные характеристики теоретической подготовленности

1.3.4 Модельные характеристики спортивной техники.

1.3.5 Модельные характеристики физической подготовленности

1.3.6 Модельные характеристики соревновательной деятельности, стратегии и тактики.-

1 л Психслспгчсс^с усливим эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов.

1.4.1. Психические и морфофункциональные особенности младшего школьника.

1.4.2. Психические и морфофункциональные особенности подростка.

1.5. Роль эмоций, мышления, самооценки и уровня притязаний в эффективности соревновательной деятельности юного теннисиста.

1.5.1. Эмоции.

1.5.2. Мышление.

1.5.3. Самооценка и уровень притязаний.

1.6. Резюме по главе.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1 Задачи исследования.

2.2 Методы исследования.

2.2.1 Анализ литературных источников.

2.2.2 Методы оценки и анализа соревновательной деятельности

2.2.3 Методы оценки технической подготовленности.

2.2.4 Методы оценки физической подготовленности.

2.2.5 Методы оценки функциональных особенностей психики.

2.2.6 Мотивационная структура уровня притязаний.

2.2.7 Методы математической статистики.

2.3 Организация исследования.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 10-11 ЛЕТ.

3.1. Результаты исследования общепринятого в теннисе критерия эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинга.

3.2. Показатели оценки соревновательной деятельности.

3.3. Показатели оценки техники.

3.4. Показатели оценки физической подготовленности.

3.5. Показатели оценки психофизиологических особенностей.

3.6 Показатели оценки уровня притязаний.

ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 10-11 ЛЕТ.

4.1.Корреляционная структура всех критериев эффективности соревновательной деятельности в группе девочек-теннисисток 10-11 лет

4.2.Корреляционная структура всех критериев эффективности соревновательной деятельности в группе мальчиков-теннисистов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

  • Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных теннисистов 8-10 лет с использованием методов саморегуляции 2004 год, кандидат педагогических наук Линькова, Анна Михайловна

  • Система формирования специальной подготовленности юных спортсменов на этапах многолетней подготовки в индивидуальных игровых видах спорта: На материале настольного тенниса 2002 год, доктор педагогических наук Матыцин, Олег Васильевич

  • Педагогические условия формирования психологической готовности юных теннисистов к соревнованиям в учебно-тренировочном процессе 2007 год, кандидат педагогических наук Жупанова, Екатерина Владимировна

  • Тактико-психологическая подготовка в зависимости от когнитивных способностей теннисистов 13-16 лет 2012 год, кандидат педагогических наук Нгуен, Куок Хай

  • Применение технических средств в учебно-тренировочном процессе теннисистов 13-14 лет 2006 год, кандидат педагогических наук Хельбик Рафал

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет»

Актуальность темы. Российский теннис переживает период очевидных успехов. Мастерство Е. Кафельникова, М. Сафина, М. Южного, Е. Дементьевой, В. Звонаревой, А. Мыскиной и ряда других заслужило международное признание. Эти успехи послужили мотивом и примером для занятий теннисом многих тысяч юных теннисистов. К примеру, в классификации участников Российского теннисного тура 2003 года, представлено более 6 тысяч юных теннисистов. Каждый из этих участников, а также их родители, нуждается в своевременной и корректной оценке успехов соревновательной деятельности.

В работах С.П.Белиц-Геймана, А.П. Скородумовой, И.В.Всеволодова, и др. отражены подходы к критериям эффективности подготовки теннисистов различных возрастов, однако они не заявлены авторами в качестве модельных характеристик вообще, и с учетом возраста теннисистов в частности.

Юные спортсмены, проявившие себя в возрасте 10-11 лет, в дальнейшем исчезают из тенниса по ряду причин, перестают выступать в соревнованиях. Обращает на себя внимание тенденция «натаскивания» любыми средствами детей в этом возрасте на победу в турнирах и зарабатывания рейтинга.

Однако дальнейший рост мастерства теннисистов зависит в первую очередь от улучшения подготовки в так называемый «фундаментальный период». Международный и отечественный опыт показывает, что почти 90% сильнейших теннисистов мира начали свои занятия теннисом в возрасте 5-7 лет и только к 14-16 годам имели заметные успехи среди сверстников на международном уровне.

Результаты соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет не определяют основу подлинного мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств.

Важным условием решения этой задачи является разработка критериев эффективности соревновательной деятельности для юных теннисистов. Они призваны стать важным ориентиром для тренеров и спортсменов при построении процесса спортивной подготовки, и являются важным условием и инструментом педагогической деятельности в части оценивания результатов деятельности и соответствия этих оценок способностям.

В связи с этим, перед нашим исследованием была поставлена следующая цель - разработка и обоснование критериев эффективности соревновательной деятельности (СД) юных теннисистов 10-11 лет.

Объект исследования - процесс подготовки юных теннисистов.

Предмет исследования - соревновательная деятельность юных теннисистов 10-11 лет.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что результаты соревновательной деятельности на начальном, фундаментальном периоде подготовки теннисистов далеко не всегда становятся подлинной основой мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств. Разработанный нами комплекс критериев эффективности соревновательной деятельности будет являться ориентиром и предпосылкой дальнейшего повышения эффективности подготовки юных спортсменов.

Научная новизна работы связана с рядом оригинальных результатов, полученных в результате исследования:

Выявлено и доказано, что главный, общепринятый критерий эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг, для юных спортсменов 10-11 лет не является значимым в процессе подготовки; выделены качества, свойства личности и показатели подготовленности, значимо связанные с эффективностью СД теннисистов 1011 лет, а также определены их оптимальные уровни, которые можно рассматривать как основные критерии эффективности СД юных теннисистов;

Разработаны оценочные шкалы по каждому из критериев эффективности СД

Теоретическая значимость работы состоит в комплексном подходе к критериям эффективности соревновательной деятельности, базирующимися на взаимном опосредовании результата соревновательной деятельности юных теннисистов и свойств личности, необходимых для ее осуществления. Такой подход в теннисе впервые является предметом научного исследования.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется его прямым предназначением для использования в процессе подготовки юных теннисистов. Разработанный и изложенный в диссертации комплекс критериев эффективности СД теннисистов 10-11 лет может быть непосредственно использован для внедрения в работу специализированных теннисных клубов и детско-юношеских спортивных школ.

Результаты НИР по теме диссертации внедрены (в диссертации представлены два акта внедрения) в практику подготовки юных теннисистов СДЮШОР «Олимпиец», СДЮШОР ЦСКА, теннисного клуба «Балашиха» и в практику проведения смотров-конкурсов «Олимпийские надежды России».

Также автором было подготовлено письмо в Федерацию Тенниса России (ФТР), в котором изложены ряд предложений по изменению регламента Российского Теннисного Тура, а также расширению системы проведения смотров-конкурсов практически перед всеми основными турнирами. Письмо рассмотрено и одобрено на тренерском совете РТТФТР.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Главный критерий эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг, для юных спортсменов 10-11 лет не является значимым в процессе подготовки.

2. Основные критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов относятся не только к различным видам подготовленности, но и к эмоционально-волевым, психомоторным, интеллектуально-позновательным сферам жизнедеятельности человека.

3. Использование оценочных шкал по каждому из критериев эффективности соревновательной деятельности дают возможность повысить качество отбора перспективных теннисистов и индивидуализировать их спортивную подготовку.

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Пикалова, Анна Владимировна

10. Результаты исследования показателей развития физических качеств подтверждают общепринятые представления о доминирующей роли скоростных качеств для спортсменов этой возрастной группы.

Показатели тестирования скоростно-силовых, скоростных качеств и скоростной выносливости несомненно в первую очередь могут быть использованы в качестве оценки соответствия критериям эффективности СД.

11. Таким образом, критерии эффективности СД юных теннисистов 10-11 лет носят комплексный характер и характеризуют их личность, психофизиологические особенности и спортивную подготовленность.

12. Разработаны 10-бальные (процентильные) оценочные шкалы по каждому из изученных показателей, которые позволяют сопоставить экспериментальные данные между собой и с критериями СД. Это дает возможность выявить индивидуальные особенности теннисиста 10-11 лет и дать рекомендации по отбору перспективного к достижению высоких спортивных результатов контингенту.

13. Практические рекомендации, разработанные в ходе работы по индивидуализации тренировочного процесса и управлению спортсменом в ходе СД, включают комплекс игровых упражнений на корте и вне его. Также психолого-педагогические рекомендации, которые были успешно апробированы и затем внедрены в практику работы спортивных школ и теннисных клубов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пикалова, Анна Владимировна, 2004 год

1. Абельская Р. С. Мышление теннисиста в процессе решения тактических задач // Вопросы психологии спорта. М., 1955. - С. 125-155.

2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. - 262 с.

3. Авена Г.А. Поэтапный контроль функциональной готовности юных теннисистов//Теннис: Ежегодник. М., 1980. - С.6-11.

4. Алексеев A.B. Система АГИМ. М.: 1995. - 88 с.

5. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций: Сборник М.: Наука, 1973.- С. 5 - 62.

6. Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования пространства личности / В кн. Психология с человеческим лицом. М.: Смысл, 1997.-С. 339-349.

7. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.

8. Бабаева И.Д. Оценка состояния юных теннисистов по целевой точности ударов в разных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1988. -22 с.

9. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В. А. Программирование в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.

10. Бальсевич В.К. Естественно-научные предпосылки разработки высоких технологий подготовки спортивной элиты // Моделирование управления движениями человека / Под ред. Шестакова М.П. и Аверкина А.Н. М.: СпортАкадемПресс, 2003. - С. 203 - 221.

11. Белиц-Гейман С. П. Теннис: Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1977. - 222 с.

12. Белиц-Гейман С. П. Анализ и оценка соревновательной деятельности теннисиста // Теннис: Ежегодник. М., 1982. - С.5-8.

13. Белиц-Гейман С.П. Вопросы анализа и обоснования техники // Теннис: Ежегодник. М., 1978. - С.30-33.

14. Белиц-Гейман С.П. Искусство тенниса. М. : Физкультура и спорт, 1971.-411 с.

15. Белиц-Гейман С.П. Олимпийский прицел: мастерство поддается моделированию // Теннис: Ежегодник. М., 1984. - С. 4-9.

16. Белиц-Гейман С.П. Опыт подготовки сильнейших теннисистов и проведение соревнований в Австралии. Тенденция развития мирового тенниса, анализ выступлений советских игровиков в австралийских международных турнирах: Метод, письмо.- М.: ГЦОЛИФК, 1972. 29 с.

17. Белиц-Гейман С.П. Основные положения стратегии и тактики игры // Теннис: Ежегодник. М., 1977. - С.30-38.

18. Белиц-Гейман С.П., Заржецкий К.Л. Теннис. М.: Физкультура и спорт,19

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

ш Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» На правах рукописи ПИКАЛОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 10-11 ЛЕТ. Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ д и с с е р т а ц и и на с о и с к а н и е ученой с т е п е н и к а н д и д а т а п е д а г о г и ч е с к и х наук Москва - 2004 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 2 Работа выполнена в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Иванова Татьяпа Семеновна Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор Кулаков Вячеслав Николаевич - кандидат педагогических наук, Янчук Виктор Николаевич Ведущая организация - Всероссийская научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита диссертации состоится « Об » апреля 2004г. в 13.00 час на заседании диссертационного Совета К.311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: Москва 105112, Сиреневый бульвар 4, аудитория 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан « » Ученый секретарь диссертационного совета "oz&drbf--- Т000004887 ЦОБ по ФКиС РГАФК 2004г. И.В. Чеботарева Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы. Российский теннис переживает период очевидных успехов. Мастерство Е. Кафельникова, М. Сафина, М. Южного, Е. Дементье- вой, В. Звонаревой, А. Мыскиной и ряда других заслужило международное признание. Эти успехи послужили мотивом и примером для занятий теннисом многих тысяч юных теннисистов. К примеру, в классификации участников Рос- сийского теннисного тура 2003 года, представлено более 6 тысяч юных тенни- систов. Каждый из этих участников, а также их родители, нуждается в своевре- менной и корректной оценке успехов соревновательной деятельности. В работах С.П.Белиц-Геймана, И.В.Всеволодова, А.П.Скородумовой и дру- гих отражены подходы к критериям эффективности подготовки теннисистов различных возрастов, однако они не заявлены авторами в качестве модельных характеристик, вообще, и с учетом возраста теннисистов, в частности. Юные спортсмены, проявившие себя в возрасте 10-11 лет, в дальнейшем исчезают из тенниса по ряду причин, перестают выступать в соревнованиях. Обращает на себя внимание тенденция «натаскивания» любыми средствами де- тей в этом возрасте на победу в турнирах и зарабатывания рейтинга. Однако дальнейший рост мастерства теннисистов зависит, в первую оче- редь, от улучшения подготовки в так называемый «фундаментальный период». Международный и отечественный опыт показывает, что почти 90% сильней- ших теннисистов мира начали свои занятия теннисом в возрасте 5-7 лет и толь- ко к 14-16 годам имели заметные успехи среди сверстников на международном уровне. Вместе с тем, результаты соревновательной деятельности в этом периоде далеко не всегда становятся подлинным фундаментом мастерства из-за форси- рования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств. Важным условием решения этой задачи является разработка критериев эффективности соревновательной деятельности для юных спортсменов. Они t3b4W$4YP%fi№3\&Qp РГУФК и спортсменов при построе- Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 4 нии процесса спортивной подготовки и являются важным условием и инстру- ментом педагогической деятельности в части оценивания результатов деятель- ности и соответствия этих оценок адекватности и справедливости способно- стям. В связи с этим, перед нашим исследованием была поставлена следующая цель - разработка и обоснование критериев эффективности соревновательной деятельности (СД) юных теннисистов 10-11 лет. Объект исследования - процесс подготовки юных теннисистов. Предмет исследования - соревновательная деятельность юных тенниси- стов 10-11 лет. Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что ре- зультаты соревновательной деятельности на начальном, фундаментальном пе- риоде подготовки теннисистов далеко не всегда становятся подлинной основой мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств. Разра- ботанный нами комплекс критериев эффективности соревновательной дея- тельности будет являться ориентиром и предпосылкой дальнейшего совер- шенствования подготовки юных спортсменов. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Задачи исследования 1. Обобщить теоретический и практический опыт оценки, анализа, моде- лирования соревновательной деятельности в спорте, в частности, в теннисе. 2. Проанализировать главные критерии эффективности соревнователь- ной деятельности юных теннисистов, используемые в настоящее время в практике их подготовки. 3. Определить комплекс критериев эффективности соревновательной деятельности 10-11 лет, относящихся к различным видам подготов- ленности, а также характеризующие свойства личности спортсмена и психофизиологические особенности. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 5 4. Разработать и внедрить в практику подготовки теннисистов 10-11 лет 10-бальные оценочные шкалы по каждому из выделенных в ходе ис- следования критерию эффективности соревновательной деятельности юного теннисиста. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: 1. Анализ литературных источников 2. Методы оценки и анализа показателей соревновательной деятельности 3. Методы оценки физической подготовленности 4. Методы оценки технической подготовленности 5. Методы оценки психофизиологических показателей и свойств личности 6. Методы математической статистики Организация исследования Исследование проходило в 6 этапов. Первый этап - анализ литературных источников позволил конкретизиро- вать задачи настоящей работы, выбрать наиболее адекватные методы исследо- вания и содержательно интерпретировать полученные данные. Второй этап - наблюдение за соревновательной деятельностью тенниси- стов 10-11 лет, а также экспертный опрос ведущих детских тренеров России. Результаты исследования на первом и втором этапах нашли свое отражение в первой главе данной работы. Третий этап был посвящен поиску, разработке и апробации методик, необ- ходимых для выявления и оценки качеств, свойств личности и показателей под- готовленности, влияющих на эффективность СД юных теннисистов 10-11 лет. Результаты этого этапа составили основу второй главы. Четвертой этап - педагогический эксперимент проходил в течение 4 лет. С 1998 по 2002 г. автор постоянно принимала непосредственное участие в ра- боте научной группы в ходе проведения смотров-конкурсов «Олимпийские на- дежды России», в результате которых были получены экспериментальные дан- ные. Всего было протестировано 200 лучших теннисистов 10-11 лет. Парал- Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 6 лелыю в этот же период велась запись и анализ соревновательной деятельности протестированных спортсменов. Пятый этап - математико-статистическая обработка экспериментальных данных, которая проводилась традиционными методами, принятыми в педаго- гических условиях. Выявление основных критериев эффективности СД тенни- систов 10-11 лет. Шестой этап - проведение заключительного тестирования юных тенни- систов в СДЮШОР ЦСКА (апрель 2003г.), в ходе которого было выявлено со- ответствие выделенных нами критериев эффективности СД теннисистов 10-11 лет, уровню их подготовленности Научная новизна работы связана с рядом оригинальных результатов, полученных в результате исследования: - выявлено и доказано, что главный, общепринятый критерий эффектив- ности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг, для юных спорт- сменов 10-11 лет не является самым значимым в процессе подготовки; - выделены качества, свойства личности и показатели подготовленности, влияющие на эффективность СД теннисистов 10-11 лет, а также определены их оптимальные уровни, которые можно рассматривать как основные критерии эффективности СД юных теннисистов; - выявлено соответствие выделенных нами критериев эффективности СД теннисистов, 10-11 лет уровню их подготовленности по этим показателям; - разработаны оценочные шкалы по каждому из критериев эффективности СД. Теоретическая значимость работы состоит в комплексном подходе к критериям эффективности соревновательной деятельности, базирующимся на взаимном опосредовании результата соревновательной деятельности юных теннисистов и свойств личности, необходимых для ее осуществления. Практическая значимость диссертационного исследования определя- ется его прямым предназначением для использования в процессе подготовки юных теннисистов. Разработанный и изложенный в диссертации комплекс кри- Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 7 териев эффективности СД теннисистов 10-11 лет может быть непосредственно использовап для внедрения в работу специализированных теннисных клубов. Результаты НИР по теме диссертации внедрены (в диссертации представ- лены два акта внедрения) в практику подготовки юных теннисистов СДЮШОР «Олимпиец», СДЮШОР ЦСКА. Результаты НИР по теме диссертации внедре- ны (в диссертации представлены два акта внедрения) в практику подготовки юных теннисистов СДЮШОР «Олимпиец», СДЮШОР ЦСКА, теннисного клуба «Балашиха» и в практику проведения смотров-конкурсов «Олимпийские надежды России». Также автором было подготовлено письмо в Федерацию Тенниса России (ФТР (см. приложения)), в котором изложен ряд предложений по изменению регламента Российского Теннисного Тура, а также расширению системы про- ведения смотров-конкурсов практически перед всеми основными турнирами. Письмо рассмотрено и одобрено на тренерском совете РТТФТР. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Главный критерий эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг для юных спортсменов 10-11 лет не является значимым в процессе подготовки. 2. Основные критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов относятся не только к различным видам подготовленности, но и к эмоционально-волевым, психомоторным, интеллектуально- позновательным сферам жизнедеятельности человека. 3. Использование оценочных шкал по каждому из критериев эффективности соревновательной деятельности дает возможность повысить качество отбора перспективных теннисистов и индивидуализировать их спортивную подготов- ку. Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, практических рекомен- даций, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 178 страниц текста, включает 20 таблиц, 14 рисунков. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 8 Список использованной литературы включает 260 источников, из них 37 на иностранных языках. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются цель, гипотеза и по- ложения, выносимые на защиту. В первой главе анализируется литература по интересующей нас пробле- ме. В частности, раскрывается проблема оценки и моделирования эффективно- сти соревновательной деятельности юных теннисистов, затрагивается вопрос о субъективных и объективных критериях этой деятельности. Дается психологи- ческая характеристика игры в теннис, включающая психологические особенно- сти теннисиста, способствующие эффективности спортивной деятельности. Рассматривается роль эмоций, мышления, самооценки и уровня притязаний в теннисе. Вторая глава посвящена определению задач и подбору методов исследо- вания и организации педагогического эксперимента. В третьей главе описаны результаты исследования, в четвертой главе представлено их обсуждение. Результаты исследований и их обсуждение. Возможность победы ИЛИ проигрыша сопровождает буквально каждый удар теннисиста или иное действие в рамках соревновательной деятельности (например, своевременно и обоснованно заявленный протест). Эффективность соревновательной деятельности складывается, в основном, из побед и пораже- ний в отдельных матчах, турнирах. Наиболее полно и объективно эффективность соревновательной деятель- ности отражается в различных национальных и международных классификаци- ях теннисистов, рейтингах, учитывающих возраст, пол, призовой фонд и ряд других показателей успешности. Конечной целью таких классификаций служит определение классифика- ционного номера теннисиста, его рангового места на основе протоколов сорев- Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 9 нований. Нами было предпринято исследование динамики и структуры классифи- кации группы теннисисток и теннисистов 10-11 лет в 1999 и тех же спортсме- нов, но в возрасте 13-14 лет 2003 году. Таблица 1. 1 2 3 4 5 6 7 Корреляции показателей классификации теннисисток. 1 2 Показатели 5 6 3 4 7 14 -38 -09 Число турниров в 1999 г. 82 51 91 30 Число матчей в 1999 г. 91 96 51 -31 -29 38 Число побед 1999 г. 96 54 -27 -39 82 51 07 Очки 1999 года -48 -06 51 54 30 07 -18 -77 Очки 2003 года 14 38 Рейтинг 1999 года -38 -31 -27 -48 -18 -01 Рейтинг 2003 года -09 -29 -39 -06 -77 -01 Примечание: достоверный уровень значимости выделен жирным шриф- том. Из табл.1 мы видим, что высокой корреляцией отличаются показатели числа сыгранных в 1999 году турниров, матчей и одержанных побед. В мень- шей мере, но также достоверно (р<0,05) коррелируют с этими показателями на- бранные в 1999 году очки и ранговое место (классификационный номер). Из этого следует, что все участники имеют сходные показатели числа турниров, матчей и побед, однако этот фактор менее значим для начисления очков и, со- ответственно, места в классификации. Еще одна значимая связь у показателя числа очков 2003 года с рейтингом в том же году. Одновременно, мы не видим достоверных связей в успешности соревновательной деятельности юных теннисисток 10-11 лет с их же достиже- ниями в 2003 году. Графически по методу наибольшего корреляционного пути (по Л.К. Выханду) структура показателей классификации у девочек представлена на рис. 1 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 91 5 96 -77~| 54 -48 Рис. 1 Структура показателей классификации в группе девочек Таблица 2. Факторный анализ показателей классификации теннисисток. 1 2 3 4 5 6 7 Показатели Число турниров 1999 г Число матчей 1999 г. Число побед в 1999 г. Очки 1999 года Очки 2003 года Рейтинг 1999 года Рейтинг 2003 года Собственное значение Полнота факторизации в % Фактор 1 Фактор 2 0,30 0,87 0,94 0,10 0,94 -0,01 0,66 0,36 0,47 -0,79 -0,49 -0,29 -0,43 0,84 3,60 1,63 51,5 23,3 Примечание: значимые факторные веса выделены жирным шрифтом. Факторный анализ выявил 2 значимых фактора. Полнота факторизации составляет соответственно 51,5 % и 23,3 % (в сумме 74, 8 %). В первый фактор со значимыми весами вошли все показатели числа тур- ниров, матчей и побед 1999 г. Следовательно, юных теннисисток 10-11 лет в 1999 году, прежде всего, объединяло мнение относительно числа турниров, матчей и стремления к умножению количества побед. Обратим внимание на равенство числа побед у лидеров и аутсайдеров Классификации Российского теннисного тура. Очевидно, что для формирова- ния чувства успешности юному теннисисту необходимо определенное число турниров, матчей и побед (соответственно 7-11, 29-43, 19-30 для девочек и 6- Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 11 10, 22-36 16-28 для мальчиков) в некоторой степени безотносительно к силе соперников. Фактор 2 свидетельствует о специфичности показателей 2003 года по от- ношению к показателям 1999 года. Вполне возможно, что логика эффективно- сти соревновательной деятельности 1999 г. не прослеживается в эффективности тех же теннисистов в 2003 году (корреляция близка к нулевой). Отдельно мы рассмотрели структуру аналогичных показателей классифи- каций 1999 и 2003 года у мальчиков. Здесь мы видим сходство и, одновремен- но, несколько иную структуру связей показателей классификации. Сходство состоит в высокой связи показателей числа сыгранных турни- ров, матчей и одержанных побед при одновременной связи с рейтингом. Различие состоит в связях показателей числа очков и рейтинга в 1999 и 2003 годах. При этом, как и в группе девочек, набранные очки и рейтинг досто- верно не коррелируют друг с другом в соответствующие годы. Таблица 3. Корреляции показателей классификации теннисистов. 1 2 3 4 5 6 7 Показатели Число турниров 1999 г. Число матчей 1999 г. Число побед в 1999 г. Очки 1999 года Очки 2003 года Рейтинг 1999 года Рейтинг 2003 года 1 96 83 22 -08 -69 -06 2 96 95 33 11 -79 -19 3 83 95 39 31 -81 -30 4 22 33 39 56 -61 -56 5 -08 11 31 56 -51 -75 6 -69 -79 -81 -61 -51 7 -06 -19 -30 -56 -75 50 50 Примечание: достоверный уровень значимости выделен жирным шрифтом. Эффективность соревновательной деятельности определяется не только исходом турниров, матчей и числом достигнутых побед, но и соотношением основных показателей игры. В 1-ой главе мы рассмотрели основной перечень такого рода показателей, во 2-ой главе представлена методика их определения по результатам конкретного сета, гейма, матча, сыгранных конкретным тенни- систом. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 12 Таблица 4. Корреляционные связи показателей оценки соревновательной деятельности девочек 10-11 лет. 1 2 3 4 5 6 7 8 Показатели «Эйсы» 2-е ошибки Активно выигранные Невынужденные ошибки Выходы к сетке Выигранные у сетки КС. К.Р.А. 1 0,13 0,25 -0,25 -0,06 0,06 0,10 0,36 2 0,13 -0,29 -0,05 -0,19 -0,19 -0,04 -0,31 4 3 5 6 0,25 -0,25 -0,06 0,06 -0,29 -0,05 -0,19 -0,19 0,29 0,56 0,66 0,14 0,32 0,29 0,56 0,14 0,53 0,66 0,32 0,53 -0,14 -0,53 -0,00 -0,05 0,87 -0,10 0,54 0,56 7 8 0,10 0,36 -0,04 -0,31 -0,14 0,87 -0,53 -0,10 -0,00 0,54 -0,05 0,56 0,08 0,08 Примечание: статистически значимые корреляции выделены жирным шрифтом Взаимосвязи комплекса игровых показателей в таблице 5 определяются: активно выигранными мячами, выходами к сетке, выигранными у сетки мячами и коэффициентом результативной активности. Эти показатели имеют по 3 зна- чимых корреляции с остальными. Показатели числа «эйсов», двойных ошибок и невынужденных ошибок достоверных связей не имеют. Коэффициент стабильности имеет логически объяснимую отрицательную связь с иевынужденными ошибками теннисиста. Графически по методу наибольшего корреляционного пути (по Л.К. Выханду) структура игровых показателей у девочек 10-11 лет представлена на рис. 3. Факторизация матрицы интеркорреляций игровых показателей выявила 2 значимых фактора, объясняющих 38,5% и 21,5 %, т.е. 60 % всей изменчивости задействованных показателей. В первом факторе наиболее весомо представле- ны показатели активно выигранных мячей и результативной активности. Во втором- это показатели невынужденных ошибок и стабильности. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 13 1 1 -31 66 7 36 8 1 87 3 f>6 Рис.3. Структура показателей оценки соревновательной деятельности девочек 10-11 лет По данным корреляционного и факторного анализов в группе девочек можно говорить об основных тенденциях игры юных теннисисток: повышении числа активно выигранных мячей и снижении числа невынужденных ошибок, а также о важной роли результативной активности и стабильности. Таблица 5. Основные факторы показателей оценки соревновательной деятель- ности теннисисток 10-11 лет. Показатели Фактор 1 Фактор 2 «Эйсы» 1 0,20 -0,55 2 2-е ошибки -0,39 -0,00 3 Активно выигранные 0,93 -0,00 Невынужденные ошибки 4 0,26 -0,84 -0,03 Выходы к сетке 5 0,72 -0,12 6 Выигранные у сетки 0,80 0,74 7 -0,09 К.С. 8 К.Р.А. 0,87 -0,35 Собственное значение 3,08 1,72 Полнота факторизации 38,5 21,5 Примечание: значимые факторные веса выделены жирным шрифтом. Корреляционный и факторный анализы игровых показателей в группе мальчиков выявили несколько иную структуру компонентов игры. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 14 Прежде всего, отметим сходство с данными девочек: по три статистиче- ски достоверных связи имеют показатели активно выигранных мячей, выходов к сетке и мячей, выигранных у сетки. Вместе с тем, повысилась роль «эйсов»: они пополнили активно выиг- ранные очки и оказались существенными для повышения числа выходов к сет- ке. Очевидно, владение сильной подачей стимулирует более частые выходы к сетке. Таблица 6. Корреляционные связи показателей оценки соревновательной деятельности у теннисистов 10-11 лет. Показатели 3 1 2 4 6 7 8 5 Эйсы 0,10 0,55 -0,03 0,21 0,45 0,06 0,15 2-е ошибки -0,05 0,19 -0,13 -0,02 -0,37 -0,09 0,10 0,42 0,61 0,55 -0,07 0,10 Активно выигранные 0,55 -0,05 Невынужденные ошибки -0,03 0,19 0,42 0,42 0,25 -0,21 -0,28 Выходы к сетке 0,21 -0,13 0,61 0,42 0,48 -0,09 0,35 Выигранные у сетки 0,45 -0,02 0,55 0,25 0,48 -0,11 0,16 0,06 -0,37 -0,07 -0,21 -0,09 -0,11 -0,46 К.С. К.Р.А. 0,15 -0,09 0,10 -0,28 0,35 0,16 -0,46 Примечание: значимые связи выделены жирным шрифтом. В группе мальчиков наметился также своеобразный «баланс» между ста- бильностью и результативной активностью. Эти показатели оказались обратно зависимыми. Причину этого можно найти в результатах факторного анализа. Технический арсенал современного теннисиста весьма разнообразен. Он призван решать многочисленные задачи атакующего и оборонительного харак- тера. Проведение технических приемов осложняется весьма короткими перио- дами принятия и осуществления решения этих задач, а также многочисленными требованиями к точности, силе, маскировке и адекватности условиям погоды, покрытия, позиции и передвижениям соперника и (или) партнера. В соответствии с практикой оценки.освоения техники юными тенниси- стами нами были использованы 2 группы методик (экспертная оценка и ми- шенный метод), в обоих случаях оценке подвергались 6 основных приемов: Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 15 удары слева и справа с отскока и слета, «смеш» и подача. Физическая подготовка является одной из фундаментальных предпосы- лок успешной соревновательной деятельности в подавляющем большинстве видов спорта и теннис - не исключение из правил. Оценка физической готовно- сти по ходу матча не представляется в полной мере сопоставимой и пригодной для анализа по целому ряду причин, прежде всего, в силу различий в напря- женности того, или иного матча, его технической насыщенности. С целью установления структуры физической подготовленности прове- дены корреляционный и факторный анализы (табл.7,8). В группе девочек об- ращают на себя внимание достоверно значимые связи (р<0,05) всех задейство- ванных показателей. Этот факт указывает на наличие единого физического свойства, качества, присущего всем этим показателям. Этот вывод косвенно подтверждается и уточняется результатами фактор- ного анализа. Таблица 7. Корреляция показателей физической подготовленности теннисисток 10-И лет. Показатели 6 1 3 4 5 2 Бег(6x8) 1 0,80 -0,56 0,57 -0,42 -0,67 «Веер» 2 0,80 -0,62 0,45 -0,47 -0,59 Прыжок вверх 3 -0,56 -0,62 -0,55 0,62 0,69 Бег 30 м 4 0,57 0,45 -0,55 -0,40 -0,53 Метание мяча 5 -0,42 -0,47 0,62 -0,40 0,68 Прыжок в длину 6 -0,67 -0,59 0,69 -0,53 0,68 Примечание: значимые корреляции выделены жирным шрифтом Графически, по методу наибольшего корреляционного пути (по Л.К. Выханду) структура корреляционных связей показателей физической подготов- ленности теннисисток 10-11 лет представлена на рис. 4 Выявлен всего один значимый фактор, все факторные веса которого зна- чимые и близки по своему уровню связи с данным фактором. Полнота фактори- зации одним фактором составляет почти 70 %. Фактор интерпретирован нами как проявление скоростных качеств. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 16 80 Б7 69 68 Рис.4. Структура показателей физической подготовленности теннисисток 10-11 лет В группе теннисистов-мальчиков 10-11 лет результаты корреляционного и факторного анализа иные. Наибольшим числом значимых корреляционных связей обладают показа- тели челночного бега и прыжка в длину с места. При этом, последний обладает связями со всеми показателями, кроме метания мяча. Показатель метания мяча не имеет значимых корреляций с остальными показателями, задействованными в данном наборе. Очевидно, у теннисистов 10-11 лет серьезное внимание обра- щается на работу ног (перемещение и прыжковые усилия), которые в совою очередь, отмечаются нами основными критериями эффективности соревнова- тельной деятельности. Таблица 8. Корреляция показателен физической подготовленности теннисистов 10-11 лет. Показатели 1 2 3 4 5 6 0,75 -0,27 0,69 -0,08 -0,48 -0,29 0,34 -0,28 -0,44 -0,39 -0,12 0,58 -0,19 -0,53 Бег (6x8) 1 «Веер» 2 0,75 Прыжок вверх 3 -0,27 -0,29 Бег 30 м 4 0,69 0,34 -0,39 Метание мяча 5 -0,08 -0,28 -0,12 -0,19 6 -0,48 -0,44 0,58 -0,53 0,04 Прыжок в длину Примечание: значимые корреляции выделены жирным шрифтом 0,04 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 17 Графически по методу наибольшего корреляционного пути (по Л.К. Выханду) структура корреляционных связей показателей физической подготов- ленности теннисистов 10-11 лет представлена на рис. 5. 69 4 75 1 3 58 2 | -~-чэ 6 Рис.5. Структура показателей физической подготовленности теннисистов 10-11 лет Результаты корреляционного анализа подтверждаются и уточняются дан- 4v ными факторного анализа. В группе мальчиков выявлено 2 значимых фактора с полнотой факторизации 49,2 % и 20,2 % (всего 69,4 %). В первом факторе дос- товерно значимые (р < 0,05) связи имеют показатели челночного бега, веера, бега 30 м и прыжка в длину с места (наибольший факторный вес у челночного бега 6x8 м. Во втором факторе значимым весом располагает лишь показатель мета- ния мяча. У мальчиков в используемом наборе показателей физической подготов- ленности он более специфичен, поскольку характеризует быстроту движений руками. Можно предположить, что одной из причин такого положения в группе мальчиков является игра одной рукой, как справа, так и слева, т.е. более отчет- ливое у них (по отношению к девочкам) выделение право - (или) леворукости. Эффективность соревновательной деятельности определяется не только исходом турниров, матчей и числом достигнутых побед, но и функционирова- нием центральной нервной системы. Вне всякого сомнения такие свойства нервной системы как сенсомоторное реагирование, реакция!на?движущийся объект, быстрота и приемлемый Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 18 темп движений, скорость переработки информации, подвижность нервной сис- темы, особенности внимания, а также мышечная чувствительность - несомнен- ные предпосылки игровых действий. Таблица 9. Корреляционные связи психофизиологических показателей девочек 10-11 лет. Показатели Время простой реакции РДО Быстрота движений Темп движений Переработка информации Теппинг-тест Устойчивость внимания Мышечное чувство 1 0,21 0,55 0,05 0,44 0,50 0,49 0,31 3 2 0,21 0,55 0,56 0,56 0,46 0,05 0,38 0,33 -0,05 0,06 0,35 0,48 0,25 0,40 6 4 5 7 0,05 0,44 0,50 0,49 0,46 0,38 -0,05 0,35 0,05 0,33 0,06 0,48 0,15 -0,02 -0,13 0,15 0,30 0,36 -0,02 0,30 0,63 -0,13 0,36 0,63 -0,06 0,32 0,24 0,21 8 0,31 0,25 0,40 -0,06 0,32 0,24 0,21 Примечание: статистически значимые корреляции выделены жирным шрифтом Таким образом, рассмотренные выше корреляционная и факторная струк- туры психофизиологических показателей позволяют выявить сходство и, вме- сте с тем, определенную специфику успешной соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет. Ключевым моментом игры является повышение быстроты, имеются ком- пенсаторные связи психофизиологических показателей, как в одной, так и в другой группах. Корреляционпая и факторная структуры в обеих группах за- метно различаются. Если в группе девочек сначала реакция на простую ситуа- цию, затем «взвешенно внимательная оценка», а уж затем темповой ответ, то у мальчиков она связана с внимательным реагированием (оценкой ситуации), за- тем с реакцией на мяч и последующей переработкой информации. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 19 ВЫВОДЫ 1. Анализ теоретического и практического опыта изучения соревновательной деятельности (СД) в спорте, и, в частности, в теннисе, показал актуальность и многогранность этой проблемы, обращенной к культурно-историческим кор- ням, ее высокую личностную значимость. Эффективность СД представляется нам особым мироощущением, базирую- щимся на широком комплексе свойств личности, качеств и навыков, приобре- таемых в ходе деятельности, связанной с возможностью их реализации в усло- виях спортивной борьбы. 2. Правомерность изучения СД юных теннисистов 10-11 лет базируется на уче- те возрастных особенностей детей 10-11 лет. 3. Исключительно высокие темпы развития тенниса в последние десятилетия привели к ранней специализации и большой соревновательной практике юных теннисистов, которые уже с 12-летнего возраста начинают активно участвовать в официальных чемпионатах, а с 14-летнего - вступают на профессиональный путь. Причем, главным и единственным критерием эффективности их спортивной подготовленности является место в теннисной классификации (рейтинг). 4. Проведенное исследование выявило тенденцию к общему устремлению мак- симального увеличения количества сыгранных турниров, доходящих до 20 в год. Однако, положение в рейтинге определяется не количеством сыгранных турниров, а числом побед в них. Следовательно, целесообразно при планировании календаря участия в со- ревнованиях исходить не из количества сыгранных турниров, а их качества, которое должно соответствовать уровню подготовленности юного теннисиста 10-11 лет. Исследования показали, что наиболее положительный результат достигается при участии в 7-9 турнирах, 29-40 матчах, в которых необходимо одержать 1925 побед. 5. Анализ статистических данных, лежащих в основе составления российской Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 20 теннисной классификации, показал отсутствие достоверных связей (при р<0,05) между местами, занимаемыми в рейтинге теннисистами в 10-11 лет, и затем через 4 года в возрасте 13-14 лет. Причем, за это время «потери», т.е. вы- бывание из рейтинга, и, соответственно, прекращение занятий теннисом со- ставляет 27% у девочек, а у мальчиков 25%. 6. Таким образом, в возрасте 10-11 лет рейтинг не имеет прогностической зна- чимости и не может рассматриваться как главный, а в настоящее время и един- ственный критерий эффективности СД юных теннисистов этого возраста. 7. Проведенные исследования психофизиологических качеств позволили опре- делить комплекс критериев, влияющих на эффективность СД юных тенниси- стов 10-11 лет, в число которых входят: показатели быстроты сенсомоторной реакции, точность реакции на движущийся объект, быстрота и темп движения, скорость приема и переработки информации, точность мышечио-двигательных ощущений, устойчивость внимания. Причем, их уровень и особенности взаимосвязи для девочек и мальчиков имеют определенную специфичность. 8. Активное участие в тренировочном и соревновательном процессе требует от юных теннисистов высокого уровня притязаний. Процедура определения мотивационной структуры уровня притязаний по методике Гербачевского В.К. по- зволила выявить факторную структуру мотивации, показатели которой значимо взаимосвязаны с показателями эффективности СД и выступают в роли непо- средственных побудителей субъекта к деятельности. 9. Запись СД осуществлена с помощью разработанной при участии автора ком- пьютерной методики. Полученные результаты выявили возможность рассмот- рения в качестве критериев СД показателей стабильности (КС), результативной активности (КРА). Причем, если значимость стабильности в этом возрасте не подлежит сомнению, то, как правило, формирование результативной активно- сти многие тренеры относят к более старшему возрасту. Исследования показали, что стремление и возможность играть результа- тивно активно в возрасте 10-11 лет определяет будущий победный стиль игры. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 21 Это подтверждается выделенными в результате факторного и корреляционного анализов значимые элементы техники: подача, выход к сетке, завершающий выигрыш ударами с лета. Владение этими техническими элементами может рассматриваться как критерий эффективности СД теннисистов 10-11 лет. 10. Результаты исследования показателей развития физических качеств под- тверждают общепринятые представления о доминирующей роли скоростных качеств для спортсменов этой возрастной группы. Показатели тестирования скоростно-силовых, скоростных качеств и ско- ростной выносливости, несомненно, в первую очередь, могут быть использова- ны в качестве оценки соответствия критериям эффективности СД. 11. Таким образом, критерии эффективности СД юных теннисистов 10-11 лет носят комплексный характер и характеризуют их личность, психофизиологиче- ские особенности и спортивную подготовленность. 12. Разработаны 10-бальные (процентильные) оценочные шкалы по каждому из изученных показателей, которые позволяют сопоставить экспериментальные данные между собой и с критериями СД. Это дает возможность выявить инди- видуальные особенности теннисиста 10-11 лет и дать рекомендации по отбору перспективного к достижению высоких спортивных результатов контингенту. 13. Практические рекомендации, разработанные в ходе работы по индивидуа- лизации тренировочного процесса и управлению спортсменом в ходе СД, включают комплекс игровых упражнений на корте и вне его. Также психологопедагогические рекомендации, которые были успешно апробированы и затем внедрены в практику работы спортивных школ и теннисных клубов. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 22 По теме диссертации автором были опубликованы 4 научные работы. 1. Иванова Т.С., Иванов Л.С., Пикалова А.В. Анализ соревновательной деятельности юных теннисистов в условиях повышенной психической напря- женности // Сб. научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК, посвя- щенных 80-летию академии. - М: Физическая культура, образование и наука, 1998.-С.137-142. 2. Иванова Т.С., Пикалова А.В. Использование зарубежного опыта психологической подготовки в тренировке теннисистов // Сб. научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК, посвященных 80-летию академии.- М.: Физическая культура, образование и наука, 1998. - СД20-122. 3. Иванова Т.С., Пикалова А.В. Смотр будущих чемпионов - Матчбол теннис - №5.-1999. - С.72-73. 4. Дмитров А.А., Иванова Т.С., Пикалова А.В. Особенности соревновательной деятельности и подготовленности юных теннисистов // Фи- зическое воспитание и спорт учащейся молодежи: Сб. научных и научнометодических статей. - М.: РИД МГИУ., 2001. - С.177-180. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Ill Hill Hill "" ~ " Z, Д -г T000004887 ЦОБ по ФКиС РГАФК ^ У ЦОБпоФКнС Ч.з. 4887 T000004887 П32 Пнкалова АВ. Критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет. - 2004 а? Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Тираж 100 экз. Объем 1,0 п.л. Заказ 170 Отпечатано в ООО «Принт Центре» 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4 телефон: 166-15-72. Изготовление брошюр, авторефератов.

Успешное решение задач подготовки резервов волейболистов высших разрядов невозможно без соревновательной практики, без участия в соревнованиях. Каждый учащийся должен участвовать в определенном количестве соревнований. В разделах интегральной подготовки указано количество соревнований (игр) на каждый год в системе многолетней подготовки. Этот минимум должен быть обеспечен для каждого занимающегося, поэтому раздел «соревновательная деятельность» включается в систему контроля.

В группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах учитывается участие (без учета результата) в районных (РС) или республиканских соревнованиях (РК), к которым относятся в том числе выезды на межрайонные турниры.

Таблица 10

ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При зачислении в группу спортивного совершенствования второго года обучения оценивается эффективность игровых действий по следующим параметрам:

1. Потери подач в игре – 16 %

2. Эффективность нападения в игре – выигрыш 40%, проигрыш – 20%

3. Полезное блокирование в игре – 30%

4. Ошибки при приеме подачи в игре – 14%

Эффективность игровых действий волейболистов определяется на основании результатов наблюдений в 3 календарных и контрольных играх. Для этого применяют различные системы записи игр (графически, на видеокамеру и пр.).

Итоговая аттестация

Освоение дополнительной предпрофессиональной программы завершается обязательной итоговой аттестацией, которая проводится по завершении второго года обучения этапа спортивного совершенствования.

Для оценки уровня освоения Программы по предметной области «Теория и методика физической культуры и спорта» проводится устный экзамен по пройденным темам.

Для тестирования уровня освоения Программы по предметной области «Общая и специальная физическая подготовка» используют контрольные упражнения, которые дают оценку развития основных и скоростно-силовых физических качеств.



Для оценки уровня освоения Программы по предметной области «Избранный вид спорта» используются контрольные упражнения по технико-тактической подготовке.

При успешном выполнении 80% контрольных упражнений (таблица 11) и положительной оценке в устном экзамене, учащийся считается прошедшим итоговую аттестацию.

Таблица 11

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Контрольные упражнения Юноши Девушки
Прыжок в длину, см
Бег 30м, сек 4,5 5,3
Прыжок вверх, см
Метание мяча (2кг), м 6,60 5,60
Бег 600м, мин 1,50 2,05
Вторая передача (чередование), №4
Подача верхняя прямая, №9
Нападающий удар, № 10-15
Прием, № 17
Блокирование, № 18
Действия при второй передаче, №19
Действия при нападающем ударе, №20

Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

1. В области теории и методики физической культуры и спорта:

История развития избранного вида спорта;

Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;

Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние);

Основы спортивной подготовки;

Необходимые сведения о строении и функциях организма человека;

Гигиенические знания, умения и навыки;

Режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;

Основы спортивного питания;

Требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;

Требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.

2. В области общей физической подготовки:

Развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;

Освоение комплексов физических упражнений;

Укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию, воспитанию личностных качеств и нравственных чувств (взаимопомощь, коллективизм).

3. В области избранного вида спорта:

Овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;

Приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;

Развитие специальных психологических качеств;

Обучение повышения плотности технико-тактических действий в обусловленных интервалах игры;

Освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся, тренировочных и соревновательных нагрузок;

Выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов, и званий по избранному виду спорта.

4. В области специальной физической подготовки:

Развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости;

Повышение индивидуального игрового мастерства;

Освоение скоростной техники в условиях силового противоборства с соперником;

Повышение уровня специальной физической и функциональной подготовленности.

Требования к результатам освоения программы, выполнение которых дает основание для перевода на программу спортивной подготовки

Одаренные обучающиеся, по собственному желанию и по результатам сдачи промежуточной аттестации могут быть переведены на Программу спортивной подготовки. Для перехода необходимо:

Показать высокие спортивные результаты на соревнованиях;

Выполнить требования для зачисления на Программу спортивной подготовки по общей и специальной физической подготовке (таблицы 12-14);

По остальным предметным областям необходимо показать наивысшие показатели по результатам промежуточной аттестации.

Таблица 12

НОРМАТИВЫ

ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Таблица 13

НОРМАТИВЫ

ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

ПО ПРОГРАММЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
Юноши Девушки
Быстрота Бег 30 м (не более 5,0 с) Бег 30 м (не более 5,5 с)
Челночный бег 5 x 6 м (не более 10,9 с) Челночный бег 5 x 6 м (не более 11,2 с)
Сила Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя (не менее 16 м) Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя (не менее 12,5 м)
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 220 см) Прыжок в длину с места (не менее 200 см)
Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 56 см) Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 48 см)
Техническое мастерство Обязательная техническая программа

Таблица 14

НОРМАТИВЫ

ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

На основе анализа структуры соревновательной игровой деятельности спортсменов, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависят эффективность соревновательной деятельности и уровень спортивных достижений в спортивной игре. Наиболее существенными являются следующие факторы:

1. Оснащенность спортсменов приемами игры (арсенал техники). Значимость этого фактора определяется тем, что соревновательное противоборство в спортивной игре регламентируется правилами, в соответствии с которыми игроки могут осуществлять соревновательную деятельность при помощи специальных в каждой игре действий - приемов игры. Данный фактор имеет важнейшее значение: с одной стороны, без владения приемами игры невозможна игровая соревновательная деятельность; с другой стороны - чем шире арсенал техники игры и совершеннее навыки владения приемами игры, тем выше соревновательный потенциал спортсменов.

2. Оснащенность спортсменов тактическими действиями (арсенал тактики). Степень совершенства и арсенал тактических действий служат решающим условием реализации технического потенциала (арсенала техники) в условиях игры и соревнований. 1 и 2 факторы взаимосвязаны: тактические действия (арсенал, эффективность) прямо зависят от арсенала техники и технического мастерства спортсменов, а максимальная реализация арсенала техники в игре полностью зависит от разнообразия тактических действий и тактического мастерства игроков. Поэтому правомерно говорить о технико-тактическом мастерстве спортсменов.

3. «Применяемость» технико-тактического арсенала. Недостаточно хорошо изучить и выполнять приемы игры и тактические действия - командные, групповые, индивидуальные в нападении и обороне. Решающее значение имеет умение в полном объеме применять технические приемы и тактические действия в условиях игры и соревнований. Из практики известно, что большинство спортсменов знает и умеет гораздо больше того, что они применяют на соревнованиях, особенно в игре с равным по силам соперником и в экстремальных условиях.

4. Эффективность технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности. Эффективность определяется по определенным для каждой спортивной игры показателям - выигрыш и проигрыш мяча (шайбы), взятие ворот и пр. На основании этих показателей определяется победитель встречи (в некоторых играх возможен ничейный исход). Выигрыш встречи и число побед (ничьих) в соревнованиях составляют спортивный результат в спортивных играх.

5. Мастерство выполнения игровой функции (амплуа) каждым игроком в команде, которая определяется ему на основе индивидуальных особенностей, учета уровня подготовленности по компонентам игры и т. д. Это дает возможность комплектовать команду таким образом, чтобы она представляла слаженный ансамбль, эффективно действующий как в нападении, так и в обороне, давая возможность каждому спортсмену наилучшим образом проявить себя в условиях соревновательной деятельности.


6. Активность («агрессивность»), творчество («игровой интеллект»), уровень волевых и моральных качеств, направленные на эффективное выполнение тактического плана игры и максимальную мобилизацию усилий спортсменов в экстремальных условиях соревнований.

7. Уровень развития физических и психических качеств и способностей, специфичных для соревновательной игровой деятельности в спортивной игре. 6 и 7 факторы оказываются решающими при равновесии остальных факторов.

8 и 9 - уровень функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфическим требованиям соревновательной деятельности в конкретной спортивной игре.

10 и 11 - возраст и спортивный стаж спортсменов. При прочих равных всегда более высокая эффективность соревновательной деятельности в спортивной игре будет у спортсменов, имеющих преимущество в возрасте и стаже занятий спортивной игрой.

12. Эффективное функционирование системы, объединяющей всю совокупность мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, способных показывать наивысшие спортивные результаты в крупнейших международных соревнованиях, подготовку квалифицированных спортивных резервов, на использование спортивной игры в качестве средства массовой спортивной работы.