Упражнение росток. Раздел iv темперамент и характер


Упражнение «Росток под солнцем»

Представьте себе, что каждый из вас - маленькое семечко, из которого под лучами солнышка появляется росток. Он постепенно растет, стремится к солнцу, под его лучами распускает свои листочки. Внимательно слушайте музыку. Пока она звучит - пригревает, светит солнце; когда она стихает - солнце прячется, совсем не греет, и поэтому росток сникает. Всем понятно, что нужно делать? Тогда выйдите из-за столов, сядьте на корточки, голову опустите и слушайте музыку.

Включите лирическую музыку. Можете выполнять упражнение вместе с детьми.

Задание «Построить всех в ряд»

Ведущий ставит в ряд всех учеников по определенному признаку, который он сам выбирает, но не называет. Это могут быть особенности внешности или характера:рост, цвет волос, цвет глаз, быстрота или медлительность действий, спокойное или непоседливое поведение, радостное или грустное настроение. Мы должны будем угадать, по какому признаку он построил ряд.

При необходимости помогите ведущему придумать признак ранжирования.

Игра «Художник»

Ведущий в игре - это «художник», который «рисует» портрет одного из учеников (кого, пока не называет), но «рисует» не карандашами и красками, а словами описывает внешность, выражение лица, поведение. Все остальные внимательно слушают и угадывают по словесному портрету, кого «нарисовал» «художник». Начинать «рисовать» портрет можно словами: «Этот человек...»

После того как несколько детей побывали «художниками», называется самый талантливый и тот, кто лучше всех угадывал.

Работа по теме Беседа «Все люди - разные»

А сейчас закройте глаза, посидите в тишине и подумайте над вопросом: чем различаются люди? Представьте, что вокруг собрались самые разные люди. Пусть каждый, не открывая глаз, внимательно присмотрится к ним: как они выглядят внешне, как они себя ведут. Чем же люди отличаются друг от друга, чем ты сам отличаешься от других людей? Подумайте об этом. А теперь про себя или очень тихим шепотом скажите: «Все люди - разные. Все окружающие меня люди - очень разные!»

Можно открыть глаза. Ответьте на вопрос: чем люди отличаются друг от друга?

Объединяйте в группы называемые качества, обобщая сказанное. Итак, люди не похожи друг на друга и отличаются от других не только внешностью, но и поведением: в одной и той же ситуации они ведут себя по-разному. Или, как еще часто говорят, -люди отличаются своим темпераментом. Что же такое темперамент? Какие бывают типы темперамента?Это тема нашего занятия. И об этом мы узнаем с вами из сказки, которая так и называется - «Сказка о типах темперамента». Ее рассказывает героине нашей истории Юле ее папа-психолог. Я читаю вам сказку, а вы молча ее слушаете.

Прочтите «Сказку о типах темперамента» (см. с. 79-84) до слов «Тут папа Юли неожиданно прервал свой рассказ».

Окончание сказки мы узнаем на следующем занятии. Скажите, по-вашему, кого из рыцарей выбрала принцесса? Почему она выбрала именно этого рыцаря? Итак, у всех очень разные ответы на эти вопросы. Кому-то больше понравился Сангвиник, а кому-то Флегматик, а еще кому-то Холерик или Меланхолик. Действительно, в каждом из четырех рыцарей есть и хорошие черты, и плохие. Нельзя сказать, что какой-то из рыцарей только плохой или только хороший.

Подведение итогов

Беседа-опрос «Что такое темперамент?»


  • С какими героями вы познакомились, слушая сказку? Как их зовут?

  • Почему сказка так называется - «О типах темперамента» ?
Домашнее задание

Нарисуйте в Рабочей тетради на с. 37рыцаря из сказки, который понравился больше всего, и напишите его имя.

ЗАНЯТИЕ 19

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

Задачи:


  • содействовать осознанию уникальности каждого человека;

  • развивать умение различать типы темперамента;

  • содействовать осознанию собственных особенностей темперамента.
Материалы: Рабочие тетради; карточки с названиями персонажей из «Сказки о типах темперамента» (Холерика, Меланхолика, Флегматика, Сангвиника, принцессы, великана-людое- да, короля, голубя и других); книга «Сказки о самой душевной науке».

Проверка домашнего задания

Дома вы нарисовали рыцаря из сказки, который понравился вам больше всех, и написали, кто это. Кто нарисовал рыцаря Меланхолика, покажите свой рисунок. (Попросите рассказать о нем одного из учеников.) Кто нарисовал Сангвиника? Покажите рисунки и расскажите, какой Сангвиник? Кто нарисовал Холерика? Флегматика? Покажите рисунки и расскажите о них.

Тема нашего занятия - «Типы темперамента». Как вы думаете, связано как-то название темы занятия со сказкой, которую вы слу шали на прошлом уроке? Имена рыцарей - это названия различных типов темперамента. Рыцари были разными по поведению. Каждый рыцарь представлял собой определенный тип темперамента.

Работа по теме

Беседа-опрос по теме «Типы темперамента»

Вы знаете, что такое темперамент? Это такие особенности поведения, которыми люди отличаются друг от друга. Одни ведут себя сдержанно, спокойно, а другие - непоседливо, неугомонно. Одни быстры в действиях, а другие медлительны. Кто-то действует активно и энергично, а кто-то пассивно и вяло. Одни жизнерадостны, а другие - печальны. Все это - особенности темперамента человека. Откройте Рабочие тетради на с. 38 и ответьте на вопросы:


  • Кто из всех рыцарей был самым энергичным, порывистым, неугомонным, непоседливым, совершающим необдуманные поступки? Верно, Холерик. Именно таких людей и называют холериками. Запишите.

  • Кто из рыцарей был тихим, безобидным, печальным, мечтательным, чувствительным? Меланхолик. Людей, похожих по поведению на этого рыцаря, называют меланхоликами. Запишите.

  • Какой из рыцарей был быстрым, подвижным, жизнерадостным, сообразительным, доводящим дело до конца?Правильно, Сангвиник. Людей, похожих по поведению на этого рыцаря, называют сангвиниками. Запишите.

  • Какой из рыцарей был самым спокойным, неторопливым, основательным, предусмотрительным?Правильно, это Флегматик. Людей подобного склада и называют флегматиками. Запишите.

А теперь некоторые из вас будут играть роль рыцарей, а другие должны будут угадать, какой это рыцарь. Тем, кто играет роль рыцаря, нужно показать, как поведет себя его герой в эпизоде борьбы с сильным великаном-людоедом.

Раздайте детям роли в соответствии с их психологическими особенностями, объясните содержание задания. Дети по очереди показывают, как ведет себя их герой, а вы режиссируете их игру.

Угадали, кто есть кто? Кто был холериком? Кто исполнял роль меланхолика?Кто играл флегматика?Кто был сангвиником?

А теперь покажите, как повели себя рыцари в эпизоде завоевания сердца принцессы?

Раздайте дополнительные роли - принцессы, голубя и короля.

Время книги

Скажите, можно ли какой-то из типов темперамента назвать плохим, неприятным? Нет, нельзя. В каждом типе есть и замена- тельные, хорошие черты, и плохие, неприятные. Хотите узнать конец сказки?

Прочитайте окончание «Сказки о типах темперамента» (см. с. 84).

Итак, принцессы тоже разные бывают. Представим себе, что была не одна принцесса, а четыре, различающиеся по типу темперамента. Вы догадались, как звали этих принцесс - сестер? Верно, их звали... (выслушайте предположения детей). Чем отличались принцессы друг от друга, как вы думаете?Правильно, поведением. А сейчас придумаем новый конец сказки. Как вы думаете, кого из рыцарей выбрала бы каждая принцесса?

Выслушайте ответы и подведите детей к мысли, что не обязательно каждая принцесса выберет себе рыцаря одного с ней типа темперамента .

Домашнее задание

Напишите в Рабочей тетради на с. 38, на какого рыцаря (на какую принцессу) вы похожи, то есть кем бы вы были, если бы оказались героем этой сказки?
ЗАНЯТИЕ 20

РАЗНЫЕ ЛЮДИ-РАЗНЫЕ ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

Задачи:


  • помочь детям осознать собственную уникальность;

  • закрепить умения различать типы темперамента;

  • развивать экспрессивные возможности.
Материалы: Рабочие тетради; запись спокойной, релаксационной музыки; рисунок Бидструпа (реакция людей на смятую шляпу); карточки с названиями типов темперамента; книга «Сказки о самой душевной науке».

Бведение в тему занятия и разминка

Упражнение «Лучик внимания: все люди разные»

Вы уже умеете вызывать лучик внимания. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Слушайте музыку.

Включите релаксационную музыку и произнесите следующий текст:

Прислушайся к своему дыханию. Твое дыхание постепенно успокаивается, становится размеренным, ровным, спокойным. Глаза закрыты, и ты чувствуешь только темноту вокруг. Но вот возникает яркий золотистый лучик света. Этот лучик света - лучик твоего внимания. Он потихоньку движется и везде оставляет пятна лучис- то-желтого цвета и тепло. Вот этот лучик света высвечивает сто

Работа по теме

Беседа-опрос по теме

Задание «Шляпа»

ящих около тебя разных людей - родителей, друзей, одноклассников, учителей. Присмотрись внимательно к этим людям, понаблюдай, как они выглядят, как они себя ведут. Обрати внимание, какие разные все по внешнему облику. Каждый из нас единственный и неповторимый. Люди различаются не только внешне. Они отличаются друг от друга и своим поведением. Все мы - разные.

Лучик внимания свободно перемещается с одного места на другое и потихоньку убегает все дальше и дальше, постепенно угасает, тускнеет. Вот его уже почти не видно - осталась только светящаяся точка. Откройте глаза. Пошевелите руками, головой, улыбнитесь друг другу.

Работа по теме

Беседа-опрос по теме

«Разные люди - разные типы темперамента»

Запишите на доске тему занятия.

Тема нашего занятия написана на доске. Прочитайте ее про себя. Что означают эти слова, как вы думаете?Верно, каждый человек имеет определенный тип темперамента. А чем отличаются друг от друга типы темперамента? Правильно, поведением, разными реакциями на одинаковые события.

Вспомните сказку про четырех рыцарей. Как их звали? Чем отличались рыцари друг от друга?Как вы думаете, есть ли люди, похожие своим поведением, реакциями на Холерика?А бывают ли люди, похожие на Меланхолика?А на Сангвиника?А на Флегматика? Можно ли их назвать так же, как этих рыцарей?

Правильно, можно. Каждый из рыцарей представляет собой определенный тип темперамента, а имена рыцарей - это названия типов темперамента. Итак, какие вы знаете типы темперамента?

Задание «Шляпа»

Сейчас мы проверим, как вы разобрались с типами темперамента. Посмотрите на картинку. Представьте себе, что один мужчи

- Какая из принцесс самая неторопливая, медлительная, спокойная, уравновешенная, основательная, предусмотрительная?

Разыгрывание сценок из сказки о типах темперамента

А теперь девочки получат роли различных принцесс и покажут нам, как ведут себя принцессы того или иного типа темперамента. А все остальные должны будут угадать, кто есть кто.

Раздайте девочкам роли, написанные на карточках, и объясните, что им надо делать: каждая показывает, как поведет себя принцесса, когда она вдруг обнаружит, что ее любимое зеркало кто- то разбил.

Итак, как поведет себя каждая из принцесс, когда она вдруг обнаружит, что ее любимое зеркало кто-то разбил? Угадывать вы будете только после того, как изобразят всех принцесс.

Угадали, кто есть кто?

Кто исполнял роль принцессы Холерика? Кто играл роль принцессы Меланхолика?Кто был принцессой Сангвиником?А Флегматиком?

Игра-импровизация «Нет мороженого»

Сейчас проверим, как вы усвоили, чем различаются люди различных типов темперамента. Представьте себе следующую ситуацию: мальчик очень хотел купить мороженое и думал, что успеет прийти до закрытия киоска. Но он опоздал - киоск уже закрывался, и продавец отказался продать ему мороженое. Здесь возможны четыре варианта поведения в зависимости от типа темперамента. Тот, кто получит роль, покажет нам, как повел бы себя мальчик-холерик, маль- чик-меланхолик, сангвиник, флегматик. А мы попытаемся угадать, кто это.

Раздайте роли в соответствии с психологическими особенностями детей и проинструктируйте исполнителей.

А теперь угадайте, кто есть кто?Кто был холериком, меланхоликом, сангвиником, флегматиком?

Домашнее задание

Подумайте и напишите в Рабочей тетради на с. 39, кто из ваших одноклассников похож на холерика, флегматика, сангвиника, меланхолика.
ЗАНЯТИЕ 21

РАЗНЫЕ ЛЮДИ - РАЗНЫЕ ХАРАКТЕРЫ

Задачи:


  • познакомить детей с понятием «характер», с чертами характера;

  • развивать умение описывать черты характера;

  • развивать произвольность поведения;

  • обогащать запас слов, обозначающих черты характера. Материалы: Рабочие тетради; цветные карандаши; написанный на доске перечень сказочных героев (см. игру «Сказочный художник»); запись динамичной музыки и релаксационной (к примеру, исполнителя Китаро); отличительные значки (например, разрезанные открытки); книга «Сказки о самой душевной науке».
Введение в тему занятия и разминка

Дети становятся в круг.

Это упражнение потребует от каждого умения чувствовать друг друга, угадывать его намерения. Все стоящие в кругу сейчас опустят глаза к полу. Ваша задача - называть числа от одного до десяти. При этом нужно выполнять следующие правила: первое - называет число один игрок, и никто не знает, кто назовет следующее число; второе - нельзя одному и тому же игроку называть два числа подряд; третье - если нужное число будет названо двумя или более игроками, то следует начинать счет снова с единицы. Договариваться друг с другом нельзя. Постарайтесь уловить настрой других игроков, чтобы понять, нужно ли в данный момент промолчать или пришла пора назвать число.

Покажите на примере, как действуют правила, по ходу упражнения следите за их соблюдением, подбадривайте игроков. После 3-4 неудачных попыток добраться до числа 10 достигаемый рубеж можно снизить до 7-8.

Работа по теме

Беседа «О характере»

Запишите на доске тему занятия.

Ребята, давайте подумаем, чем люди непохожи друг на друга, кроме внешности?Правильно, поведением, темпераментом и характером. Сегодня мы узнаем, что такое характер. Но сначала давайте прочитаем тему нашего занятия - она написана на доске.

Итак, что значит «Разные люди - разные характеры» ? Как вы это понимаете? Это значит, что люди различаются характерами: одни - добрые, другие - злые, одни - щедрые, а другие - жадные и т.п. В характере человека сочетаются очень разные черты, например, у одного - ум, смелость, замкнутость, у другого - справедливость, аккуратность, лень, а у третьего - трудолюбие, скромность, трусость. В характере каждого человека наиболее ярко выражены те или иные черты. Откройте Рабочую тетрадь на с. 40 и выполните задание «Чертыхарактера».

Выполните задание вместе с детьми: послушайте их ответы, выберите наиболее подходящие или подскажите свои, попросите детей записать правильные ответы.

Задание «Назови противоположную черту характера»

Вы уже знаете, какие бывают черты характера. Сейчас мы проверим, кто их знает лучше всех. Я буду называть одну черту харак тера, а вы должны будете назвать противоположную. Например, я говорю «злой», а вы - «добрый». Итак, закройте Рабочие тетради, я называю первую черту характера. Приготовились!

Называйте поочередно то положительные, то отрицательные черты характера. За каждый правильный ответ давайте отличительный значок. Победитель определяется по общей сумме набранных значков.

Игра «Сказочный художник»

Мы уже играли в игру «Художник», и вы знаете, что делает «художник»: он «рисует» словесный портрет какого-нибудь человека. В этой игре «сказочный художник» описывает черты характера сказочного героя, персонажа сказок или мультфильмов. После того как «художник» опишет характер выбранного им персонажа, мы попытаемся угадать его. Тот, кто угадает, и будет следующим «сказочным художником». Имена сказочных героев, которых вы можете загадывать, написаны на доске. Итак, «сказочным художником» будет... (имя ребенка).

Перечень сказочных героев

Мальвина


Буратино

Дюймовочка

Винни-Пух


Карлсон

Шапокляк


Чебурашка

Лиса Алиса

Кот Базилио

Красная Шапочка

Маленькая Разбойница Карабас- Барабас Аленушка

Доктор Айболит Мэри Поппинс Почтальон Печкин Элл и

Соломенный Страшила Железный Дровосек Маугли

Царевна- Несмеяна

Иван-Царевич

Пеппи Длинный Чулок

Гарри Поттер

Незнайка


Баба Яга

Знайка


Напишите на доске список черт характера. «Сказочный художник» становится лицом к доске и спиной к одноклассникам, выбирает сказочного героя из предложенного перечня, потом поворачивается и начинает свой рассказ-описание со слов: «Этот сказочный герой по характеру...» Если ребенок затрудняется, ненавязчиво помогите ему описать характер героя, предлагая выбрать подходящую черту характера: «Этот сказочный герой - щедрый или жадный; трусливый или смелый?»

Время книги

Вы смогли правильно угадать сказочного героя по описанию его характера. А сейчас вы узнаете, на что бывают похожи характеры разных людей. Под приятную музыку вы послушаете «Сказку о Дере- вьях-Характерах». Сядьте поудобнее (если есть ковровое покрытие в классе, то можно предложить лечь на пол), положите голову на стол, закройте глазки и молча слушайте сказку, представляя все то, о чем в ней идет речь.

Включите запись релаксационной музыки и под нее читайте «Сказку о Деревьях-Характерах» (см. с. 92-94). Если некоторые дети не хотят или не могут расслабляться под музыку, можно предложить им нарисовать, не мешая остальным детям, волшебный лес и в нем свое Дерево-Характер. После прослушивания сказки все дети открывают глаза.

Задание «Мое Дерево-Характер»

Вы прослушали сказку. Расскажите, о чем вы узнали из нее?Как вы думаете, растет ли в этом волшебном лесу ваше Дерево-Характер? А какое оно?Откройте свои Рабочие тетради на с. 41 и создайте рисунок «Мое Дерево-Характер». Итак, каждый рисует, как выглядит его Дерево-Характер: большое оно или маленькое, высокое или стелющееся по земле, раскидистое или состоящее только из ствола. Нарисуйте, какие есть ветки на этом дереве - толстые, средние, тонкие, и напишите, как они называются. Ведь каждая ветка - это определенная черта характера.

Включите спокойную музыку, походите по классу, окажите детям поддержку, отвечайте на вопросы. Ваши высказывания должны подчеркивать индивидуальность и неповторимость каждого ребенка. Ни в коем случае не нужно делать критические замечания или выделять лучшие рисунки.

Подведение итогов

Игра «И я... » (1-й вариант)

Сейчас я буду называть черту характера. Если у кого-то такая черта есть, то он на счет «три-четыре» должен сказать «Ия». Например, я говорю: «Я- отзывчивая. Три-четыре...» Тот, кто считает себя отзывчивым, говорит: «И я». Итак, я-ленивая. Три-четыре.. Я- аккуратная... я - жадная... я - честная... я - замкнутая... я - упрямая... я - скромная... и т.п.

Домашнее задание

С помощью родителей подберите и напишите в Рабочей тетради на с. 40 одну пословицу о характере.
ЗАНЯТИЕ 22

КАКОЙ У МЕНЯ ХАРАКТЕР?

Задачи:


  • мотивировать детей на осознание собственных черт характера;

  • поддерживать позитивное самоотношение детей;

  • расширять запас слов, используемых для обозначения черт характера;

  • актуализировать представления о хороших и плохих чертах характера.
Материалы: Рабочие тетради; цветные карандаши; запись динамичной и спокойной музыки (желательно оркестровая фантазия А. Лядова «Волшебное озеро»); листы бумаги.

Введение в тему занятия и разминка

Дети становятся в круг. Упражнение «Коллективный счет» (см. занятие 21)

Проверка домашнего задания

Дома вы подготовили пословицы о характере. Сейчас по очереди каждый из вас назовет свою пословицу и расскажет, что она означает.

Помогите каждому ребенку изложить свое понимание подобранной пословицы.

Работа по теме

Задание «Хорошие и плохие черты характера»

Ребята, сегодня на занятии мы узнаем, что значит хорони плохой характер. Поможет нам в этом стихотворение В. Me ского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Задание заключается в том, что при чтении я буду оста, ваться, а вы вслух должны вставлять нужное слово. После праСЛ} шивания стихотворения я задам вопрос по его содержанию.

При чтении стихотворения делайте паузу там, где содержится нравственная оценка поступков героев. Затем задайте вопрос: «Какие черты характера проявляются у героев стихотворения»? Если дети сразу не могут на него ответить, снова зачитайте отрывки из стихотворения.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое (пауза) хорошо

и что та. ое (пауза) плохо? - У меня

секретов нет, -

слушайте, детишки, -

папы этого

помещаю


в книжке...

  • Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, я такого
не хочу даже

вставить в книжку. Этот вот кричит:


  • Не трожь тех,
кто меньше ростом!

Этот мальчик так (пауза) хорош, загляденье просто!



Если ты

Храбрый мальчик,

порвал подряд

(пауза) хорошо,

книжицу

в жизни

и мячик,

пригодится.

то ребята* говорят:

Этот

(пауза) плоховатый мальчик.

в грязь полез

Если мальчик

и рад,

любит труд,

что грязна рубаха.

тычет

Про такого

в книжку

говорят:

пальчик,

он (пауза)плохой,

про такого

неряха.

пишут тут:

Этот

он

чистит валенки,

(пауза) хороший мальчик.

моет

От вороны

сам

карапуз

галоши.

убежал, заохав.

Он

Мальчик этот

хотя и маленький,

просто трус.

но вполне (пауза) хороший.

Это

Мальчик

очень (пауза) плохо.

радостный пошел,

Этот,

и решила кроха:

хоть и сам с вершок,

«Буду

спорит

делать (пауза) хорошо

с грозной птицей.

и не буду -

(пауза) плохо».

Я буду называть определенную черту характера, а каждый из вас будет показывать мне , хорошая она (большой палеи, на правой руке поднят вверх) или плохая (большой палец вниз).

Итак, жадный..., аккуратный..., ленивый... и т.д.

Вразброс называйте положительные и отрицательные черты характера с опорой на задание «Черты характера» (см. с. 40 в Рабочей тетради)

Беседа-опрос «Что такое хороший характер? Что такое плохой характер? ->

На прошлом занятии мы с вами говорили о характере, слушали сказку о Деревьях-Характерах. Подскажите мне:


  • Что такое характер?

  • Какие черты характера вам известны?

  • Про какого человека говорят: «Унего плохой характер» ? Какие черты присущи плохому характеру?
- Про какого человека говорят: «У него хороший характер» ? Ка - кие черты характера присутствуют у этого человека?

Конкурс «Знатоки черт характера»

Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете черты характера. Каждый из вас примет участие в конкурсе «Знатоки черт характера». Вы разделитесь на группы из трех человек. Каждая тройка по моей команде на листочка должна написать как можно больше черт характера. После этого я соберу листочки и определю команду- победительницу, члены которой будут считаться знатоками черт характера.

Разделите группу на команды по три человека, раздайте каждой по одному листочку и засеките время (7-8 минут). Анализ написанных черт характера и подсчет их количества проведите во время выполнения детьми задания «Мой психологический портрет».

Упражнение «Зеркало»

Упражнение выполняется в парах, где один участник - «человечек», который совершает различные движения, другой - «зерк&ю», которое в точности повторяет движения «человечка». Разбейтесь по парам и pacnpedejiume роли. «Зеркало» и «человечек» становятся друг напротив друга. По моему хлопку «человечек» делает перед «зер калом» любое движение. После двух хлопков «зеркало» в точности повторяет это движение.

После двух-трех повторов движений попросите детей поменяться ролями.

Задание «Мое отражение в озере»

Теперь мы отправимся в путешествие на волшебное озеро. Это путешествие необычное - под музыку вы мысленно перенесетесь в совсем другое место. Сядьте поудобнее, голову положите на стол глазки закройте.

Включите спокойную музыку.

Прислушайся к своему дыханию. Оно становится ровным, спокойным, размеренным. Спокойный вдох - спокойный выдох, спокойный вдох - спокойный выдох. Представь, что вокруг волшебный лес. Яркое, ласковое солнце проглядывает через вековые дубы и хрупкие березки, стройные сосны и пушистые елочки. Слышен шелест листьев, пение птиц, чувствуется запах хвои и травы. По голубому небу плывут легкие облачка, В гуще леса видна узенькая тропинка. Она приглашает пройтись по ней и выводит к круглому, как чаша, озеру. Вода в нем спокойна и совершенно прозрачна. В ней играют солнечные зайчики. Это озеро - волшебное, потому что на его зеркальной поверхности отражается характер человека, такой, какой он есть на самом деле, - со всеми приятными и неприятными чертами...

Посмотри, как в зеркало, в это волшебное озеро и ты увидишь в нем себя, свои хорошие и плохие поступки, свои положительные и отрицательные черты. Присмотрись внимательно к своему отражению в волшебном озере , портрет человека с каким характером ты видишь в нем?

Вот подул легкий ветерок, и зеркальная поверхность озера зарябила и изображение пропало. Озеро утратило свое волшебство. Та же. лесная тропинка выводит тебя к знакомой солнечной полянке, откуда и началось это путешествие. Чистый лесной воздух, пение птиц, приятные прикосновения лучей солнца. Сделай глубокий вдох, затем глубокий выдох, опять глубокий вдох, снова выдох. Взгляни еще раз на

лес, прощаясь с ним. Стихает музыка. Можно открыть глазки, подвигать головой и плечами, потянуться, улыбнуться. Путешествие на волшебное озеро закончилось.

Если во время упражнения некоторые дети открывают глаза, двигаются, отвлекаются, жестами или прикосновениями попросите их закрыть глаза и не мешать другим или предложите нарисовать то, что они представляют под музыку.

Задание «Мой психологический портрет»

В волшебном озере отражался ваш характер - такой, какой он есть на самом деле. Сейчас вы опишете его. Откройте свои Рабочие тетради на с. 42 и посмотрите на название задания. В левой части каждый пишет свои положительные черты характера, которые нравятся ему в себе, за которые можно хвалить; в правой - отрицательные черты характера, которые ему не нравятся в себе, за которые можно ругать.

Подведение итогов

Игра «И я...» (2-й вариант)

Я буду называть сказочного героя. Если вы похожи на него по характеру, то на счет «три-четыре» нужно сказать «И я». Я - Царевна-Несмеяна. Три-четыре...

Материал берите из перечня сказочных героев (см. занятие 21).

Домашнее задание

Нарисуйте в Рабочих тетрадях на с. 43 сказочного героя, на которого вы похожи по характеру.

ЗАНЯТИЕ 23

КАКОЙ ХАРАКТЕР У ДРУГИХ?

Задачи:


  • помочь детям осознать особенности собственного характера на основе оценки своих поступков;

  • развивать экспрессивные способности детей. Материалы: Рабочие тетради; написанный на доске перечень сказочных героев (см. занятие 21).
Введение в тему занятия и разминка

Проверка домашнего задания

Дома вы нарисовали сказочного героя, похожего на вас по характеру. Напишите на своем рисунке его имя. А теперь напишите здесь же черты характера, свойственные этому герою, опишите, какой он по характеру.

Пройдите по классу, просматривая тетради, помогите сформулировать черты характера. Если ребенок идентифицирует себя с отрицательным сказочным героем, помогите ему найти у себя позитивные черты.

Работа по теме

Задание «У кого такой характер?»

Сейчас я (или назовите кого-то из детей) буду называть какую- нибудь черту характера, а вам необходимо назвать тех сказочных героев, которым она свойственна. Кто даст больше всех правильных ответов - тот лучший Знаток характеров.

Игра «Сказочный художник» (см. занятие 21)

Назначайте «сказочными художниками» тех, кто еще не успел ими побывать на предыдущих занятиях. Дети создают психологические портреты персонажей, используя перечень сказочных героев, но уже без опоры на задание «Черты характера». Можно усложнить игру - «художник» загадывает персонажа произвольно, не из имеющегося перечня.

Беседа-опрос «Хороший - плохой характер»

Сегодня на занятии вы определяли, какой характер у персонажей сказок. Скажите:


  • Что значит иметь хороший характер?

  • А что означает плохой характер?

  • На что мы опираемся, когда судим о характере человека, когда делаем вывод о том, хороший он или плохой?
Игра «Царевна-Несмеяна»

Царевной-Несмеяной (Царевичем-Несмеяном) у нас будет... (имя ребенка). Чтобы ее (его) развеселить, поднять настроение, надо сказать ей (ему) добрые и искренние слова о том, какая она (он) хорошая (хороший). Например: «Ты такая (такой) доброжелательная, умная, аккуратная...»

Не допускайте обсуждения непривлекательных черт!

Разыгрывание этюдов «Сеня-Растеряшка», «Молчок», «Капитан»*

Сейчас нужно изобразить персонажей с разными чертами характера. Первый персонаж - Сеня-растеряшка. Он на все вопросы взрослого отвечает: «Яне знаю», - пожимает плечами, разводит руками, смот рит вопросительно. Я прочитаю стихотворение про него, а вы на каждый мой вопрос реагируйте так, как реагировал бы Сеня-Растеряшка.

Сеня-Растеряшка, где твоя рубашка?

Может, серые коты унесли ее в кусты?

Может, заяц приходил? Может, ежик утащил?

Может, плюшевый медведь захотел ее надеть?

Стал рубашку примерять - взял и сунул под кровать.

Сеня-растеряшка, вот твоя рубашка!

А теперь следующий персонаж - Молчок. Молчок первый день в новой школе. Он робеет, ему кажется, что учительница им недовольна, а ребята вот-вот обидят. Поэтому он робко сидит на кончике стула с опущенной головой , положив ладони на коленки. Вы внимательно слушаете стихотворение и сразу же изображаете, как ведет себя Молчок-новичок.

В школу к нам пришел Молчок, очень робкий новичок.

Он сначала был несмел, с нами песенок не пел.

А потом глядим - привык: словно зайка - скок да прыг.

До чего же осмелел: даже песенку запел.

Теперь пусть каждый из вас представит себя капитаном-впередсмотрящим, который отвечает и за корабль, и за пассажиров. Капитан стоит на мостике корабля. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения. Встаньте на стул. Осанка гордая, взгляд устремлен вперед.

Подведение итогов

Задание «Мои одноклассники и сказочные персонажи»

Откройте Рабочие тетради на с. 44. Напишите имена и фамилии четверых одноклассников, которые нравятся вам по характеру, а под ними - имена сказочных героев, у которых похожий характер.

Задание «Я и сказочные персонажи»

А теперь напишите черты характера, которые вам нравятся в себе, а под ними - сказочных персонажей, которым в наибольшей степени присущи эти черты.

Соберите Рабочие тетради и проанализируйте результаты задания. Составьте социометрическую матрицу. В ее клеточки впишите данные о позитивных выборах ребят и сведения о персонажах, с которыми ассоциируются одноклассники. Укажите также персонажей, с которыми идентифицируют себя сами выбирающие.

Домашнее задание

Подумайте, какие черты характера вам хотелось бы иметь.

ЗАНЯТИЕ 24

МОЙ ХАРАКТЕР: ОЦЕНИМ НЕДОСТАТКИ

Задачи:


  • помочь детям осознать непривлекательные черты своего характера за счет получения обратной связи от одноклассников;

  • развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей;

  • развивать экспрессивные возможности детей. Материалы: Рабочие тетради; набор карточек с названиями черт характера из задания «Черты характера» (Рабочая тетрадь, с. 40); карточки с описанием сценок «Мороженое», «Три характера».
Введение в тему занятия и разминка

Игра «Солнце и планеты»

В игру «Солнце и планеты» играют ведущий, который является «солнцем», и 5-6участников - «планет». Остальные ученики будут следить за изменениями в расположении «планет». «Солнце» и «планеты» выходят на середину класса. «Солнце» располагается на строго определенном месте (отметьте мелком круг на полу). Оно сильнее «притягивает» к себе те «планеты», которые наиболее похожи на него по характеру. Поэтому ближе к нему располагаются «планеты», имеющие большое сходство характеров с ним, а дальше - «планеты», с которыми сходство характеров маленькое.

Игра заключается в том, что «солнце» расставляет окружающие его «планеты» в соответствии со сходством характеров. Потом оно становится на свое место и закрывает глаза, а «планеты» в это время на счет «раз-два-три» встают от «солнца» по собственному усмотрению, то есть так, как они сами думают о сходстве своего характера с характером «солнца». После «солнце» по моей команде открывает глаза и называет, что изменилось в расположении «планет». Остальные слушают ответы «солнца», исправляют его, если оно ошибается. Потом «солнцем» становится другой участник игры.

Первым «солнцем» назначьте самого активного и признанного в классе ребенка , затем «солнцем» становятся непринятые или отвергаемые в классе ребята. Следите за тем, чтобы каждый ребенок получил от одноклассников хотя бы минимум принятия и одобрения.

Задание «Круг моих качеств»

Откройте Рабочие тетради на с. 45. Подумайте, какие черты характера вам присущи. Впишите их названия вокруг буквы «Я» на рисунке так: если у вас это качество проявляется очень часто, то пишите его совсем рядом с буквой «Я»; если качество проявляется реже, значит, и находиться оно должно дальше.

Работа по теме

Проверка домашнего задания

Раздайте Рабочие тетради, пусть дети впишут на с. 46 самые важные качества характера, которые они хотели бы иметь, и сказочного персонажа, у которого эти качества есть.

Поднимите руку те, кто хочет быть более умным, смелым... (честным, общительным, щедрым и т.п.). Итак, многие люди хотят стать лучше: большинство из вас хотят быть более...

Назовите наиболее часто встречающиеся в Рабочих тетрадях черты характера. Выпишите на доске эти черты характера.

Задание «Презентация сказочных героев»

У нас сегодня на занятии презентация - представление сказочных героев. Каждый из вас по очереди будет выходить на середину класса и говорить от имени этого героя о привлекательных для себя чертах характера. Например: «Я- Буратино. Я самый веселый, находчивый и смелый!»

Помогите каждому ребенку вжиться в роль и сказать о достоинствах своего персонажа от первого лица.

Беседа-опрос «От поступков к характеру»

Сегодня на занятии вам удалось указать черты характера, которых вам недостает, и назвать от имени сказочного героя желаемые качества характера. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы эти черты характера, которых вам сейчас недостает, появились?

Вот подсказка-пословица, которую вы узнали на прошлом занятии: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер».

Пословицу предварительно напишите на доске. При обсуждении ее смысла подведите детей к мысли о том, что характер человека формируется от поступков к привычкам, а от привычек к чертам характера.

Чтобы появились желаемые черты характера, нужно совершать соответствующие им поступки и действия как можно чаще, чтобы они стали привычными. Например, чтобы стать добрым, нужно совершать добрые поступки. А теперь скажите: на основе чего мы судим о характере человека, как определяем, хороший он или плохой?

Правильно, на основе его поступков, хороших или плохих.

Разыгрывание сценок «Мороженое», «Три характера»*

Роли в сценках играют (назовите имена детей). Остальные будут зрителями, их задача - описать характер персонажей изразыг-

рываемых сценок. В сценке «Мороженое» персонажами являются мама, девочка и мальчик, а в сценке «Три характера» - три девочки или три мальчика, разные по характеру: Плакса, Злюка, Резвушка, Жадина, Сообразительный, Рассеянный.

Распределите роли между детьми, учитывая их пожелания, и раздайте им карточками с описанием роли, охарактеризуйте разыгрываемых ими персонажей, подбадривайте неуверенных детей.

Сценка «Мороженое»

Мама дала девочке деньги на мороженое. Девочка вприпрыжку побежала к киоску с мороженым и по дороге не заметила, как у нее из кармашка выпали деньги. Вот и киоск, где продают мороженое. Опустила девочка руку в кармашек, а денег там уже нет. Расстроенная, она пошла домой. «Где же я их потеряла?» - думала девочка. А деньги нашел мальчик. Он тоже решил на них купить мороженое. Мальчик встретился с девочкой. Девочка к нему обращается: «Мама дала мне деньги на мороженое, а я их потеряла». «Вот они», - отвечает мальчик и протягивает ей пропавшие деньги. «Ты - честный!» - говорит девочка. Она покупает мороженое и делится им с мальчиком.

Сценка «Три характера»

Нужно показать, как ведут себя три персонажа, разные по характеру, в одной и той же ситуации.

Для девочек:

Жили-были три закадычные подружки - Плакса, Злюка и Резвушка. Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно вымокли. Покажите, как поведут себя Плакса, Злюка и Резвушка.

Для мальчиков:

Жили-были три закадычных друга - Жадина, Сообразительный и Рассеянный. Однажды они вместе играли на улице и нашли совсем новый детский велосипед. Покажите, как поступят Жадина, Сообразительный и Рассеянный.

Задание «Лесенки характера»

Нарисуйте на доске лесенку из семи ступенек и напишите ее название «Лесенка характера».

На доске нарисована лесенка характера. На ней располагаются разные по характеру люди. На нижних ступеньках находятся самые злые, жадные, ленивые, трусливые, лживые, в общем, самые неприятные по характеру люди, а на верхних - самые добрые, трудолюбивые, смелые, честные, в общем, самые приятные по характеру люди.

Сейчас один из вас выйдет к доске, возьмет карточку с названиями двух противоположных черт характера, например, «жадный - щедрый», решит, на какой ступеньке лесенки он стоит по этим качествам, и на ней напишет слово «Я». Написанное на карточке качество ни в коем случае нельзя произносить вслух!

Выдайте ребенку карточку с названием черт характера. (Используйте качества из задания «Черты характера» (Рабочая тетрадь, с. 40). Выпишите все 14 качеств: подберите недостающие антонимы.)

Все остальные в это время откроют задание « Черты характера» в Рабочих тетрадях на с. 40. Вы должны догадаться, по какой черте характера ваш одноклассник поставил себя на данную ступеньку. Тот, кто догадался, будет водящим в следующий раз.

Позаботьтесь о том, чтобы ребята пытались угадывать не случайно, чтобы они аргументировали свои ответы. Это позволит избежать обид и обеспечит психологически безопасное получение детьми обратной связи о себе от одноклассников.

адание «Я на лесенках характера»

В Рабочей тетради на с. 47есть изображение шести лесенок. Подумай, в каком месте каждой из шести лесенок ты находишься? Напиши слово «Я» на той ступеньке, где ты находишься. А теперь подумай, на какую ступеньку на каждой лесенке тебя поставит мама, и напиши на ней букву «М». А на какую ступеньку тебя поставит учительница? Напиши на ней букву «У».

Домашнее задание

Нарисуйте в Рабочей тетради на с. 48любую эмоцию - радость, грусть, злость, страх, удивление, обиду, интерес.

Примите позу «Кучера». Руки свисают вниз и выведены чуть вперед плечами и локтями (локти направлены вперед, ладони повернуты друг к другу тыльными сторонами). Ощутите, как к вашим ступням приливает мощный Восходящий поток энергии.

Взгляд на стопы. Очень постарайтесь визуализировать мыслеобраз. Начинайте вдох на 4 удара сердца, переправляйте Восходящий поток отстой в макушку («Родник») и далее в бесконечность. При этом взгляд и руки сопровождают движение энергопотока. Сначала вверх поднимаются плечи, затем локти, и далее руки устремляются вверх, ладони также повернуты тыльными сторонами друг к другу. Тело вытягивается, встает на «мыски» («носки»). Взгляд сопровождает ладони, по ходу их движения, снизу вверх. Задержка дыхания – 2 удара, тело максимально устремляется вверх. Далее выдох – 4 удара, тело встает обратно на «всю стопу». Руки и взгляд устремляются вниз, при этом ладони разворачиваются внутренней поверхностью друг к другу и в районе центра «3арод» плотно прижимаются друг к дружке, поворачиваясь пальцами вниз (см. фото 4, а, б, в).

Примечание. Во время вдоха, то есть подъема рук, тело слегка подкручивать по спирали. Против часовой стрелки (от правого к левому), повторяя движения усиливающегося Восходящего потока.

В упражнении «Росток» также используется образ растущего молодого дерева.

Источник: Евгений Робертович Баранцевич, Владислав Эдуардович Мешалкин, Константин Николаевич Тютелов. Славянская здрава.«Славянская здрава»: Питер Принт; СПб;2006. 2006 {original}

Еще по теме УПРАЖНЕНИЕ «РОСТОК»:

  1. ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ № I. МЕХАНИЗМЫ ЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. «СИЛЬНЫЕ» И «СЛАБЫЕ» СТОРОНЫ УПРАЖНЕНИЯ.
  2. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМЫ И ЭФФЕКТИВНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВСЕХ ЕЕ ФУНКЦИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ №2. МЕХАНИЗМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
  3. 1. Доступ к кокону (установка кокона + прочистка внутренних энергоканаловпутем аутомануального массажа + прокачка энергостолпа посредством упражнений для позвоночника + активизация ткани кокона посредством медитативных дыхательных упражнений)
  4. 2. Доступ к кокону (установка кокона + прочистка внутренних энергоканалов путем аутомануального массажа + прокачка энергостолпа посредством упражнений для позвоночника + активизация ткани кокона посредством медитативных дыхательных упражнений)
  5. 1. Доступ к кокону (установка кокона + прочистка внутренних энергоканалов путем аутомануального массажа + прокачка энергостолпа посредством упражнений для позвоночника + активизация ткани кокона посредством медитативных дыхательных упражнений)
  6. 1. Доступ к кокону: установка кокона + прочистка внутренних энергоканалов путем аутомануального массажа + прокачка энергостолпа посредством упражнений для позвоночника + активизация ткани кокона посредством медитативных дыхательных упражнений (дыхание через первый, второй и третий энергоцентры)
  7. 1. Доступ к кокону (установка кокона + прочистка внутренних энергоканалов путем аутомануального массажа + прокачка энергостолпа посредством упражнений для позвоночника + активизация ткани кокона посредством медитативных дыхательных упражнений)

Исходное положение - стоя. Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни - это ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно рас­качивается - наклоняется вправо и влево (3-5 раз), вперед и на» зад. Во время выполнения движений необходимо стремиться со блюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражне ния усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов, и кровообращение головного мозга.

Упражнение «Море»

Исходное положение - сидя на полу или стоя. Ребенок вместе с учителем рассказывает историю и сопровождает ее соответствую- 1 щими движениями.

Учитель. На море плещутся волны маленькие и большие {сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие вол­ны; руки сцеплены в замок - рисует в воздухе большую волну).

По волнам плывут дельфины {совершает синхронные волнообраз­ные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по| очереди ныряют в воду - один нырнул, другой нырнул {совершает поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дель-финята {руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выпол­няют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вме­сте и по очереди {выполняет одновременные и поочередные волноо­бразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики {каждый палец поочередно совершает волнообразные движения).



Вместе с дельфинами плавают медузы {руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются {вращение рук в 1 лучезапястных суставах).

Упражнение «Парусник»

Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной.

Учитель. Подул ветерок, и парус расправился, надулся {на ЩыОохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову от-Щипуть назад). Ветер утих, и парус сник {на выдохе голову опустить ■ р можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой).

Усложнение - ребенок фиксирует руки, например, под пальца-ми ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобразить боль-I Ц|ой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени.

Упражнение «Росток»

Исходное положение - дети сидят на корточках в кругу, голову [ мигнув к коленям и обхватив их руками.

Учитель. Представьте себе, что вы маленький росток, только но показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая [ до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям на­пивается часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других:

«один» - медленно выпрямляются ноги;

«два» - ноги продолжают выпрямляться и постепенно рас­слабляются руки, висят, как «тряпочки»;

«три» - постепенно выпрямляется позвоночник {от поясницы к плечам)",

«четыре» - разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем
[ голову;

«пять» - поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся ксолнышку.

Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличи­вать продолжительность «роста» до 10-20 стадий.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(Руки в стороны).

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

А мы по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И нас лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Потянулись, улыбнулись

И на место все вернулись.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу – жу - жу, жу – жу - жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко – низко наклоняюсь.

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Спал цветок и вдруг проснулся

(Туловище вправо, влево).

Больше спать не захотел.

(Туловище вперёд, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться).

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружится, вьётся.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клён.

Солнце греет землю слабо,

(Руки вверх и вниз).

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в сторону).

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, повороты туловищем).

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда.

(Прыжки на месте).

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом белоснежным серебром.

(Дети кружатся, имитируя движения руками).

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

(Ходьба с подниманием рук).

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в дупло кладём.

(Наклоны вперёд, выпрямиться, руки вверх).

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим.

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

(Наклоны вперёд).

Как много мы увидели

И речку, и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты, и мы.

Не под окном (Руки в стороны),

А около (Руки вперёд).

Катилось «О» и охало (Круг руками.),

Охало, охало, не под окном, а около.

(Руки к щекам, перед собой, в стороны, вниз).

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок.

Закружился снежок,

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

На двери висит замок.

(Руки сцеплены в замок).

Кто его открыть бы мог?

(Пытаются разъединить руки).

Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

Самолёты загудели

(Вращение руками, согнутыми в локтях)

Самолёты полетели

(Руки в стороны, наклоны влево и вправо).

На поляну тихо сели

(присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз – это брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все, как один, плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Но не отправимся домой.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

На опушке зайка ждёт.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

(Выполняем прыжки).

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

(Бег на месте).

Побежим скорей в свой класс,

Там послушаем рассказ.

(Садятся за парты).

Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём,

Крепко щёткой зубы трём,

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Утром мушки проснулись,

Улыбнулись, потянулись,

Быстро сделали зарядку:

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись,

Лапки ставят на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб окрепли лапки.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

(Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят)

Меж еловых мягких лап

(Стучат пальцами по столу).

Дождик кап-кап-кап!

(Касаются стола первым и пятым пальцем раскрытых кистей рук).

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

(Поднимают руки над столом, пальцы то складывают вместе, то раскрывают широко).

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно пальцев левой руки).

Кто нашёл его, друзья?

(Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его).

ЭТО Я, Я, Я!

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

У нас славная осанка,

Мы свели свои лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну, а если надоест,

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Все выходят по порядку

Раз – два – три - четыре!

Дружно делаем зарядку –

Раз – два – три – четыре!

Руки выше, ноги шире.

Влево, вправо поворот,

Наклон назад,

Наклон вперёд.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

Ноги в стороны, ноги вместе, ноги врозь.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук!

Сделаем большой круг.

Приплыли тучки дождевые:

Лей, дождик, лей!

Дождинки пляшут, как живые!

Пей, земля, пей!

И деревце, склоняясь,

Пьёт, пьёт, пьёт!

А дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт.

Мы подуем высоко – с-с-с (подняться на носочки).

Мы подуем низко - с-с-с (присесть).

Мы подуем близко – с-с-с (руки ко рту).

Продолжаю рассказывать про оздоровительную систему . Вслед за основными принципами и положениями оздоровительной системы расскажу про гимнастику.

Русская здрава. Гимнастика

Гимнастика в оздоровительной системе Русская здрава разделена на несколько основных комплексов. Первый комплекс называется «Бодринь» и как видно из названия обладает взбадривающим эффектом и выполняется по утрам.

Упражнение Росток

При выполнении данного упражнения мысленно представляйте себя ростком, прорывающимся из семени. Поставьте ноги на ширине плеч, наклоните голову вперед до касания подбородком груди, ладони сомкнуты за головой. Далее выполняете глубокий вдох, не расцепляя рук, и тянетесь вверх. При этом прогибается спина и поднимается вверх подбородок.

Упражнение Круг

Поставьте ноги на ширину плеч, спина и голова прямые, руки согнуты и находятся перед грудью. Не отрывая пятки от пола, перенесите центр тяжести на носки и одновременно руки отведите за спину. После этого разогните предплечья и соедините руки за спиной и вернитесь в исходное положение.

Упражнение Корневище

Кисти рук соединены на уровне груди, локти разведены. Плотно сжимая ладони, опускайте руки вниз, при этом плечи старайтесь тянуть вверх, подбородок опущен. Первые три упражнения образуют цикл. Все упражнения выполняются плавно переходя друг в друга. В начале упражнения вдох, в конце упражнения выдох.

Упражнение Пробуждение Родогоры

В исходном положении ноги на ширине плеч. Поднимите руки вверх через стороны до соединения кистями, ладони при этом наружу. Далее за счет сгибания локтей опустите кисти на темя. Далее не размыкая рук, разведите их сторону. После этого выпрямите руки, посмотрите вверх, вытягиваясь на носках.

Упражнение Потягивание корпуса в скруте

Исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Руки, согнутые в локтях, подняты до уровня груди. На вдохе разверните максимально корпус в одну из сторон и, разведя предплечья, потянитесь. То же самое повторите в другую сторону.

Упражнение Растягивание ног

В исходном положении ноги вместе, спину держите прямо, руки поставьте на пояс. В этом положении вытягиваете вперед пятку. Вернитесь в исходное положение и вытяните назад носок, спина при этом чуть прогибается. То же самое с другой ногой.

← + Ctrl + →

Комплекс «побуда» («бодра»)

В древности эта гимнастика использовалась как универсальное средство для снятия усталости, пробуждения, подготовки Ведогона к накоплению энергии. В основе этого упражнения лежат естественные потягивания человека после сна или длительного бездействия. Необходимо дать телу и Ведогону проснуться. Эти структуры инертнее разума, поэтому включаются в необходимый ритм медленнее. Исходя из этой точки зрения, мы являемся противниками бега по утрам. Физиология человека такова, что интенсивная нагрузка (даже легкий бег) в «непроснувшемся» организме, вызывает повышенное выделение молочной кислоты, что, в свою очередь, создает реальную угрозу образования тромбов в просветах кровеносных сосудов со всеми вытекающими последствиями (инфаркт, инсульт и т.д.).

Мы предлагаем естественную, проверенную на практике альтернативу - комплекс «Побуда»- Этот комплекс имеет две характерные особенности:

1) выполняется однократно, без повторов;

2) на вдохе - это значит, что сознание и воображение мы активизируем именно на этой фазе цикла.

Очень важно подключать мыслеобразы, обозначающие движение энергии. Сознание работает с энергосферой (Ведогоном), а физическое тело лишь сопровождает внутренние трансформации, обеспечивая гармонизацию всех уровней. Этим Славянская гимнастика выгодно отличается от многочисленных практик, задействующих только разум и энергетику, обделяя вниманием физическое тело. Это, на наш взгляд, нарушает целостность ощущений и значительно снижает оздоровительный эффект упражнений.

Комплекс «Побуда» необходимо выполнять после сна или в любой момент, когда необходимо взбодриться и обновить энергетику.

Для более эффективного выполнения этого комплекса мы рекомендуем предварять «Побуду» («Бодру») следующими упражнениями: «Дождь», «Окрест» («Чертог»), «Большой маятник», «Пульс» (использовать ритм 4-2-4), «Внутренний маятник» (З раза).

Комплекс «Побуда» состоит из следующих упражнений:

1) «Росток»

2) «Корни»

3) «Медвежьи потяги» («Сворот», «Разворот»)

4) «Земля - небо» (4 положения)

5) «Велесова стопа» (4 положения)

После завершения непосредственно «Побуды» выполнить вновь «Внутренний маятник» 3 раза и закончить упражнением «Поселенный пузырь» - 1-7 раз.

Внимание! Упражнения «Побуды» делать с 30%-ным физическим усилием, то есть легко, свободно, с удовольствием. Мыслеобразы воспроизводим ярко, динамично, объемно. Концентрируемся на объеме. Все упражнения должны плавно и без остановки перетекать друг в друга.

Теперь опишем сами упражнения комплекса «Побуда» («Бодра»).

УПРАЖНЕНИЕ «РОСТОК»

Примите позу «Кучера». Руки свисают вниз и выведены чуть вперед плечами и локтями (локти направлены вперед, ладони повернуты друг к другу тыльными сторонами). Ощутите, как к вашим ступням приливает мощный Восходящий поток энергии. Взгляд на стопы. Очень постарайтесь визуализировать мыслеобраз. Начинайте вдох на 4 удара сердца, переправляйте Восходящий поток отстой в макушку («Родник») и далее в бесконечность. При этом взгляд и руки сопровождают движение энергопотока. Сначала вверх поднимаются плечи, затем локти, и далее руки устремляются вверх, ладони также повернуты тыльными сторонами друг к другу. Тело вытягивается, встает на «мыски» («носки»). Взгляд сопровождает ладони, по ходу их движения, снизу вверх. Задержка дыхания - 2 удара, тело максимально устремляется вверх. Далее выдох - 4 удара, тело встает обратно на «всю стопу». Руки и взгляд устремляются вниз, при этом ладони разворачиваются внутренней поверхностью друг к другу и в районе центра «3арод» плотно прижимаются друг к дружке, поворачиваясь пальцами вниз (см. фото 4, а, б, в ).

Примечание. Во время вдоха, то есть подъема рук, тело слегка подкручивать по спирали. Против часовой стрелки (от правого к левому), повторяя движения усиливающегося Восходящего потока.

В упражнении «Росток» также используется образ растущего молодого дерева.

УПРАЖНЕНИЕ «КОРНИ»

Положение «Кучер», взгляд через руки вниз, ладони плотно прижаты друг к дружке внутренними поверхностями, пальцы вытянуты в направлении Земли. Создайте мыслеобраз Нисходящего потока, приближающегося к «Роднику» (макушке).

На вдохе - 4 удара, перепустите Нисходящий поток из «Родника» вниз, через стопы к центру Земли, при этом подкручивая тело по часовой стрелке, синхронизируясь с Нисходящим потоком.

Задержка дыхания - 2 удара, усилить движение мыслеформы к центру Земли, тело немного приседает, стопы укореняются в опору. Используем образ корневой системы молодого дерева, врастающий в глубь Земли (см. фото 5).

Быдох - 4 удара, тело выпрямляется, подбородок поднимается, руки разводятся в стороны, чуть вниз и назад, как будто вы рвете финишную ленточку, принимаете исходное положение для следующего упражнения «Медвежий разворот».

УПРАЖНЕНИЯ «МЕДВЕЖЬИ ПОТЯГИ»

А «Медвежий разворот»

Это упражнение призвано проработать, активизировать горизонтальный поток Земли, проходящим через наше тело.

На вдохе - 4 удара, разворачиваем грудь, руки в стороны, чуть вниз и назад, голова приподнимается, ноги выпрямляются в коленных суставах, необходимо создать «натяг», идущий горизонтально через грудь, руки и выходящий через кисти, между сред ним и безымянным пальцами. Обратите внимание на фото 6. Это положение пальцев кистей используется в упражнении «Медвежьи потяги».

На выдохе - 4 удара, переходим в исходное положение следующего упражнения (фото 7).

Б. «Медвежий сворот»

В данном упражнении местом входа знергопотока Земли будут «задние ворота» Яра. Руки свести вперед и чуть вниз, так чтобы они перекрещивались на уровне локтевых суставов (внимание! У мужчин правая рука сверху, у женщин —левая). Тело принимает позицию «Кучера», подбородок опущен на грудь, спина округлая, положение пальцев кистей такое же, как в упражнении «Медвежий разворот». Мыслеформа горизонтального потока входит в межлопаточное пространство и устремляется в бесконечность. Образовать «натяг», проходящий по среднегоризонтальной линии лопаток, рукам и между средним и безымянным пальцами кистей (фото 15).На задержке дыхания - 2 удара, усилить «натяг» и мощность мыслеформы потока Земли (фото 8). На выдохе - 4 удара, распрямляем тело. Руки развести в стороны горизонтально.

В. «Земля-Небо»

Стоять прямо, руки разведены в стороны параллельно земле, пальцы широко растопырены. Мысленно проведите плоскость, разделяющую грудь и руки в горизонтальном направлении, образуя две части - верхнюю и нижнюю (фото 9). В данном упражнении прорабатываются Восходящий и Нисходящий потоки в их объемноплоскостном аспекте. Условная разделительная линия делит руки на внутреннюю и внешнюю поверхности. Эти поверхности и будут ориентиром в работе с потоками.

Положение А (Восходящий поток)

Тело в исходном положении, показанном на фото 16. Руки вытянуты в стороны, внутренней поверхностью вниз, пальцы широко растопырены.

Вдох - 4 удара, втягиваем Восходящий поток всей нижней частью тела плюс внутренние поверхности рук и ладоней. Тело выполняет легкое вращение против часовой стрелки, то есть справа налево, встраиваясь таким образом в Восходящий энергетический поток.

Задержка - 2 удара, еще вытягиваем руки в стороны, усиливаем мыслеобраз Восходящего потока.

Выдох - 4 удара, руки и ладони поворачиваются внутренней поверхностью вверх, готовясь насытиться нисходящим потоком.

Положение Б

Тело расположено как и в предыдущем упражнении, но руки и ладони «смотрят» вверх внутренними поверхностями. Голова приподнята, следуя принципу «синкинезии».

На вдохе - 4 удара, принимаем Нисходящий поток.

Задержка дыхания - 2 удара, усиливаем мыслеобраз, расширяемся в пространстве.

Выдох, 4 удара, остаемся в прежнем положении, расслабляемся, а снимание переключается на внешнюю поверхность рук и ладоней. В данном упражнении «Б» мы прорабатываем Нисходящим поток, поэтому подкручиваем («свиляем») тело по часовой стрелке.

Положение В

Теперь наше сознание концентрируется на внешней поверхности руки и ладони. Остаемся в предыдущем положении, и повторяю, внимание переместить на внешнюю поверхность руки, обращенную вниз.

На вдохе - 4 удара, принимаем Восходящий энергопоток.

Задержка дыхания - 2 удара, усиливаем мыслеобраз и «внутренний натяг».

На выдохе - 4 удара, разворачиваем руки и ладони внешней поверхностью вверх и приподнимаем голову. При проработке Восходящего потока тело вращаем против часовой стрелки, то есть спра ва налево.

Положение Г

Наше тело находится в выпрямленном положении, ноги чуть уже ширины плеч, стопы параллельны, руки разведены в стороны, внешней поверхностью вверх, пальцы широко раздвинуты, как будто пытаются захватить объем.

Вдох - 4 удара, втягиваем Нисходящий энергопоток, подкручиваем туловище по часовой стрелке, задержка дыхания, 2 удара, усиливаем «внутренний натяг» и увеличиваем мощность мыслеформы.

Выдох - 4 удара , руки опускаем вниз, готовимся к следующему упражнению комплекса «Побуда».

УПРАЖНЕНИЕ «ВЕЛЕСОВА (МЕДВЕЖЬЯ) СТОПА»

Это упражнение в комплексе «Побуда» является ключевым, так как проявляет в полной мере «внутренний натяг» или, другими словами, уровень активизации психоэнергетической сферы (Ведогона). Встаньте прямо, ноги - чуть уже плеч, руки опущены вдоль тела, ладони стремятся вниз, плечи и макушка - вверх. Теперь переместите вес тела на правую ногу, а левую…

Положение А

Прямая нога поднимается немного вверх, так чтобы пятка оторвалась от опоры. Если по каким-либо причинам работать, стоя на одной ноге, сложно, вполне допустимо опираться на другую ногу. На левой ноге пятку вытяните вниз, а носок направьте вверх и к себе, так, чтобы слегка напряглась икроножная мышца. Плечи подтягиваются вверх, кисти рук устремляются вниз. Пальцы на руках плотно сложены вместе, кроме большого. Большой палец отставлен от кисти под углом 90?, так чтобы сухожилие между ним и указательным пальцем было сильно натянуто «как струна» (фото 10). Мысленно делим левую, поднятую ногу вдоль, на две поверхности: внешнюю и внутреннюю. В данном положении «А» нас интересует внутренняя поверхность ноги (фото 11).

Итак: вдох - 4 удара, тянем пятку левой ноги и кисти рук вниз, макушку и особенно плечи - вверх (это очень важно, иначе будете терять равновесие). В этот момент втягиваем Восходящий энергопо ток в заднюю поверхность левой ноги. Задержка дыхания, расширение увеличить, мыслеформу усилить. На выдохе - 4 удара, стопа разгибается носком вперед и вниз.

Положение Б

Тело находится в таком же положении (положение А), НО! Стопа вытянута носком вперед и вниз. Мыслеформа, то есть часть сознания переместилась во внешнюю поверхность ноги, которая готовится принять Нисходящий энергопоток (фото 12). Выполняем вдох - 4 удара, вытягиваем носок вперед и вниз, кисти в том же направлении, Макушка и плечи стремятся вверх. Нисходя щий энергопоток пропитывает внешнюю поверхность ноги.

Задержка дыхания - 2 удара, мыслеформа, натяг и расширение увеличиваются. Выдох - 4 удара, ставим левую ногу на землю, при этой ударив слегка левой пяткой оВ опору. Мыслеформа перемещается в правую ногу.

Положение В

Абсолютно идентично положению А (фото 11), только для правой ноги. Мыслеформа вo внутренней поверхности правой ноги, работает с Восходящим потоком.

Положение Г

Положение Г такое же, как положение В (фото 12), только для правой ноги. Мыслеформа находится вo внешней поверхности правей ноги и втягивает Нисходящий поток. В конце выдоха слегка стукнуть о землю правой пяткой.

Как отрабатывать комплекс «Побуда» ?

1. Рекомендуем начинать с «шаблонного уровня». Вначале изучить, запомнить и многократно повторить движения физического тела. Затем сопоставить дыхание и биение сердца. Далее с шаблонного уровня можно переходить на идеомоторный, то есть подключить к движениям, дыханию и пульсу «цветную картинку» энергопотоков. Это и есть основа основ Славянской гимнастики - очень простая, когда изучишь, и весьма эффективная, в чем вы сами убедитесь. Цвета потоков - дело индивидуальное, но мы, как всегда, предлагаем свои, проверенные варианты: золотистый, серебристый или универсальный цвет белого золота.

2 . Энергопотоки мысленно направляйте в строго указанные зоны. Работайте с мощностью и интенсивностью изображения, так как оно является отображением волевого влияния Разума. Со временем можно прибавить к мыслеформам энергопотоков изображения Яра и «натягов», то есть направлений расширения и сжатия Ведогона.

При постоянных занятиях результат не заставит себя ждать. От воображения вы перейдете к ощущениям на физическом уровне, что является искомым эффектом, так как далее начинается более высокий уровень расширения возможностей сознания и энергетики личности.

3. Все «энергонатяги» Ведогона в « славянке» выполняются от центра Яра.

4. Все указания по поводу концентрации внимания, усиления мыслеобраза и т.д., нужно понимать с точки зрения «объемного сознания». Чем больше процессов, объектов, явлений вы можете осознавать одновременно, разделяя сознание, и при этом будучи способны взаимодействовать отдельным сегментов сознания с объектом, тем мощнее ваши энергетические и психо-суггестивные возможности. Это определяет уровень иммунитета и состояние здоровья.

← + Ctrl + →
Упражнение «дыхание перуна» («внутренний маятник») Упражнение-ключ «поселенный пузырь»