Ушу в китае. По Пути дракона


Сегодня многие люди, при слове УШУ зачастую представляют абсолютно разное наполнение. Для кого то это движения из старых фильмов 80-х и 90-х, когда на пике популярности были такие фильмы как «Хон Гиль Дон», различные киноэпопеи про противостояние ниндзя и Шаолиня, да всего и не перечислить! А для кого-то это оздоровительные движения, так красиво и медленно выполняемые пожилыми людьми в парках. Многие видят в этом систему спортивного боя, эффективную и опасную, а есть те, кто упражняется в высокоакробатических элементах, тренируя сальто и прыжки с поворотом на 360 и 720 градусов…

Мы даже провели специальный опрос, где задавали вопрос: «А что такое УШУ???» Передачу с данным опросом можно посмотреть на нашем канале ютуба прямо здесь:

На самом деле все просто. Если вы хотите заниматься данным искусством, или, возможно, хотите отдать ребенка на УШУ, то вам однозначно надо понимать чему можно научиться в той или иной секции.

Например, человек, насмотревшись на прекрасно подготовленного бойца Забита Магометшарипова, выходца из УШУ, одного из лучших бойцов UFC, идет заниматься в секцию УШУ. Но по воле случая он попадает туда, где занимаются совершенно другим направлением. Как минимум этот человек через некоторое время будет разочарован… Или если кто-либо ищет оздоровительные методики, но попадает в секцию, где тренируют спортивный поединок — результат явно будет отрицательный. И возможно, полностью разочаровавшись, люди больше не вернутся в это прекрасное искусство.

Чтобы такого не приключилось, необходимо изначально понимать как свои цели, так и те направления, которые предлагает УШУ. И в таком случае разочарованных не будет! Ибо все, что вы хотите, вы однозначно найдете в данном искусстве! Главное прийти в правильное место!

Давайте, наконец-то, уже и подойдем к развязке в данном вопросе.

А истина заключается в том, что на сегодняшний день УШУ не представляет собой некое единое пространство. Как уже говорилось, эволюционным путем оно разделилось на 3 большие направления.

Начнем по порядку.

Помните старые фильмы, которыми был наводнен кинематограф, где встречались в бою монахи с ниндзя, летающие воины отбивали тысячи стрел, а исчезающие и телепортирующиеся бойцы вообще поражали наше воображение!? Если не помните, то посмотрите фильмы «Хон Гиль Дон», «Ниндзя против Шаолиня» и др…

Да и современный кинематограф не стоит на месте. Для того, чтобы быть актером в фильме в роли бойца кунгфу или другого стиля нужна определенная подготовка. Насколько красочно снимаются моменты поединков, какие крутые приемы делают герои…

А ведь это и есть первое направление — спортивное таолу. Это то направление, которым в Китае в недалекие времена пытались заменить все УШУ. Какие причины данных итераций? Сейчас мы рассматривать не будем. Факт остается фактом — во время так называемой культурной революции было практически вырвано с корнем все, что касается традиций и настоящей воинской подготовки; все, что было связано с ушу как цельной системой подготовки человека, способного самостоятельно принимать решения, основываясь на понятиях воинской морали .

Но любовь к ушу у людей удалить не получалось и мудрое руководство ЦК Партии КНР решило вопрос кардинально — было создано УШУ для народа, его даже назвали ГОШУ, что означало Государственное искусство!

Были созданы специальные стили, особенностью которых был артистизм и умение красиво двигаться. На сегодняшний день это направление настолько развилось в своей специализации, что спортсмены нарабатывают невероятные головокружительные акробатические элементы. Уровень владения телом вырос до колоссальных высот. Сальто и прыжки, скорость и артистизм здесь на высоте. А что еще нужно для кино?

Но и сама эта система стала действительно самодостаточной чтобы совершенствоваться в ней. Профессионалы в данном направлении реально поражают своей координацией, прыгучестью и акробатикой.

Вот именно отсюда мы имеем спортивное таолу. Это система подготовки, где основной целью тренировок является обучение прихода в стойки, наработке красивых читаемых движений, формированию красивых четких форм рук и ног. Однако в боевом плане, все не так красиво. И нужно четко понимать: это не обучение сражаться — это обучение красиво показать.


И здесь мы плавно переходим ко второму направлению — это диаметрально противоположные цели и тренировки. Название данной ветки УШУ — .

Саньда — это как раз система спортивного поединка, где основой подготовки является тренировка тайминга, умение наносить удары, перемещаться и работать против живого противника на ринге или специальном помосте. Здесь эффективность в бою 1 на 1 является основой тренировочного процесса. Именно эффективность ставится превыше артистизма и красоты движений. Это подготовка бойца.

По сравнению с разделом спортивного Таолу здесь совершенно другие движения, другие перемещения, другая работа тела. Это как 2 конца одной ооочень длинной палки.

Чем более профессионально вы занимаетесь любым из этих направлений, тем дальше от середины палки вы отодвигаетесь к краю. Вы никогда не сможете держаться за 2 конца одновременно.

И зачастую люди, которые занимаются, к примеру, спортивным таолу, глядя на саньдаистов попросту говорят: «Да это же не УШУ вообще!» И наоборот. Те, кто занимается саньда, часто вообще не понимают что делают спортсмены в разделе спортивного таолу…

А на самом деле это всего лишь 2 разных направления, в которых можно совершенствоваться очень долго. И в каждом из них можно добиться потрясающих результатов! Только надо четко понимать свои цели и то, какие цели преследует выбранное направление.

И здесь мы переходим к третьему разделу, к тому, из которого и вышли первые два. Это корень или, так сказать, связующее звено.

Это традиционное УШУ или, лучше сказать, традиционные стили УШУ . Это те знания, которые накапливались Мастерами и передавались из поколения в поколение, отбирая наиболее эффективные и лучшие техники. Основой тренировок в данном направлении является, безспорно, эффективность. И здесь мы видим схожесть направления Саньда, которое взяло эффективность за основу тренировочного процесса.

Однако, говоря об эффективности, следует сказать, что, эффективность в традиционных направлениях связана далеко не только с умением вести бой с одним или несколькими противниками. Эффективность касается также и оздоровительных практик. Техники приведения сознания в спокойное и уравновешенное состояние также занимают значимое место в передаче традиций.

Все эти техники направлены на саморазвитие и воспитание в человеке необходимых моральных, этических и, конечно же, физических качеств.

Ибо человек, обладающий знаниями боевых искусств, но не впитавший в себя моральные ценности Удэ, может быть очень опасен для общества.

Поэтому традиция — это то место, где до сих пор сохраняются отношения Учитель-Ученик, проходит посвящение в последователи и хранители традиций стиля. И все в точности так как в книгах о древних героях-Мастерах, которыми зачитывались все ребята в детстве.

Благо в последнее время Китайское правительство одумалось и стало возрождать традиционное УШУ. Однако утеряно очень много. Но всетаки остались Мастера, которые смогли создать как спортивное УШУ Саньда, так и сохранить традиционные знания. Сегодня они, как и десятки лет назад, бережно передают их тем, кто готов их принять.

Не обошлось, конечно, без проблем. Популярность низкосортных фильмов 80-х годов породила множество школ, где за мастерство выдавалось откровенная подделка. Что и произошло во всем мире и на постсоветском пространстве в том числе. Мы имели громадное количество школ, называемых «семейными» или «клановыми», или еще как нибудь. Однако, в лучшем случае, создатель таких школ имел небольшую подготовку в каратэ, спортивном ушу таолу, возможно боксе… Так как не было возможности проверить откуда у него знания, то все очень просто закрывалось словами типа: «мне это передал сам Мастер»…. Да и сами «Мастера», даже если они были азиатской внешности, зачастую были так сказать самоназванными «хранителями клановых и семейных традиций»… Последователи тратили годы, десятки лет на изучение таких сокровенных практик. Результат прост. Его просто нет. И, к большому сожалению, на сегодняшний день еще масса таких школ и мастеров, которые выдают свой самодел за настоящее кунгфу. Но это уже отдельная тема.

Это все очень негативно сказалось и до сих пор сказывается на действительно великом искусстве УШУ. Незнание и непонимание основ и базы стилей приводит к изменениям в самом тренировочном процессе. А непонимание целей и задач приводит вообще к самым плачевным результатам.

Именно поэтому традиционное направление является наиболее сложным. В действительности именно здесь происходит слияние казалось бы невозможного — красоты и эффективности. Ведь красота также является одним из атрибутов УШУ. Только насколько эта красота разнится с привычной для нас — об это узнаем из другой статьи.

Вернемся же к стилям. На самом деле существует не бесчисленное их множество. И даже не тысячи и тысячи, а всего 129 стилей, традиционность которых подтверждена в ходе многолетних исследований в самом Китае. Это было сделано специально для того, чтобы постараться оградить истинно традиционное направление от шарлатанства.

На самом деле во всем мире не так много настоящих специалистов в традиционных стилях. Однако все они чтят и хранят традиции, и точно также, как и много веков назад, передают знания своим ученикам. Так что найти настоящего Мастера в традиционном направлении реально намного труднее, чем тренера в спортивных направлениях. А стать посвященным учеником или хранителем традиций является задачей очень трудновыполнимой. Слишком уж высокие требования предъявляются к кандидатам.

Итак, что же мы имеем в итоге?

А то, что прежде чем пойти заниматься УШУ, нужно четко понять какие цели вы преследуете. Затем нужно понять какое из направлений преподают в той школе, куда вы обратились. Не надо стесняться задавать вопросы тренеру. Важно понять какое направление практикуется в данном месте.

А практиковаться может только следующее:

  1. Спортивное таолу , куда относятся специально созданные стили Чаньцюань и Наньцюань. Также спортивные комплексы с оружием, длинным или коротким. Все это выступления, специально подобранные для соревнований, отличающиеся сверхчистотой движений, красочностью и высокой акробатикой на серьезном уровне подготовки.
  2. Искусство спортивного поединка . Это техника свободного боя на специальном помосте или на ринге по определенным правилам, которые на самом деле во многом и отличают данное направление от других смежных видов единоборств. Данное направление характеризуется высокой эффективностью и довольно широким разнообразием техник боя.
  3. Традиционные стили УШУ , где вам предстоит изучить настоящий стиль воинского искусства, пришедший из глубины веков и сохранивший все элементы эффективности касаемо боя, оздоровления и практик для развития сознания. Здесь вам предстоит кропотливая работа над базой, изучение комплексов разной направленонсти — как боевой, так и оздоровительной. Это, пожалуй, самое сложное направление. И здесь больше всего подводных камней. Так или иначе, приготовьтесь к кропотливому труду.

Следует отметить, что время соревнований наложило отпечаток и на традиционные стили. Практически в каждом стиле есть специфические комплексы, которые изучаются специально для соревнований. Они уже больше похожи на спортивное таолу. Потому что, в большинстве случаев, для удобства оценки их формируют так, чтобы они походили на спортивные. Конечно, в боевом плане здесь не все движения могут быть применимы. Это также следует помнить, если вы приступаете к изучению традиции.

Также существует очень сложный вопрос о том, насколько вообще методика изучения комплексов таолу является эффективной. Но это также тема для отдельной статьи!

Как можно видеть, УШУ сегодня позволяет найти нужное направление КАЖДОМУ из нас! Так что не раздумывайте и приходите на тренировки! Ибо сколько бы мы ни читали, сколько бы ни обдумывали… ничто не заменит реальных занятий!

А видео с ответом на вопрос — что такое УШУ для современного человека можно посмотреть здесь:

29.04.2018 Олег Мироненко 1196 просмотров


Из века в век монахи Шаолиня оттачивали своё мастерство. Фото: Toby Melville/Reuters

Двигаться как ветер, быть тяжёлым, как гора и лёгким, как лебяжий пух – этому искусству обучают мастеров ушу.

Принято считать, что все виды китайских единоборств возникли на базе боевой техники, которую разработали в монастыре Шаолинь. На самом деле это не совсем так. В действительности китайское ушу разделяется на множество стилей и школ. И не все из них практиковались и изучались монахами монастыря. Своей всемирной известностью шаолиньское искусство рукопашного боя во многом обязано Голливуду, хотя и сами монахи хорошо потрудились во славу Шаолиня.

Термин «ушу» перевести с китайского на русский можно как «боевые искусства». Сегодня мир ушу расколот. Вмешалась, как всегда, Её Величество Идеология. В прошлом веке некоторые китайские коммунистические политики посчитали, что традиционное ушу – это пережиток прошлого и призвали к созданию массового ушу, принявшись осуществлять задуманное. Так появилась гимнастика ушу, никакого отношения к боевым искусствам не имеющая. Любой турист, оказавшись в Китае, не перестаёт удивляться, когда замечает, с каким усердием и прилежанием китайцы занимаются гимнастикой ушу. Стоит только пораньше проснуться и пройтись по какому-нибудь парку…

Просто ушу

Традиционное ушу – это всё-таки не гимнастика, а комплексное боевое искусство. Оно включает не только подготовку к рукопашному поединку и умение обращаться с различными видами оружия. Система подготовки во всех стилях примерно одинакова: сначала «даётся» база – азы технической и физической подготовки; далее – разучивание приёмов и проработка их практического применения; и только потом – психологический тренинг, готовящий бойца к реальным схваткам.

Большинство стилей оканчивается словом «цюань», обозначающим «кулак». Однако во многих школах кулакам отводится второстепенная роль. Тогда они могут оканчиваться на «джан» («ладонь») - например, багуачжан («ладони восьми триграмм»), или «цзяо» («стопа») – чуоцзяо («втыкающиеся стопы»).


Гимнастика ушу никакого отношения к боевым искусствам не имеет. Фото: Mohammad Ismail/Reuters


Зародилось китайское ушу приблизительно в первом тысячелетии до н.э. Тогда Китай ещё не был единым государством. Каждый мелкий князёк желал подчинить себе соседа. То и дело происходили кровопролитные стычки. Вполне очевидно, что ушу «выросло» из системы подготовки воинов. Первый её этап - воинские танцы, имитировавшие сражения. Так воины отрабатывали ряд боевых приёмов.

Китайские правители быстро разобрались, что эффективность боя (а тогда столкновения с противником происходили регулярно) возрастает многократно, если бойцы владеют не только навыками обращения с оружием, но и приёмами рукопашного боя.

Долгое время воинские и боевые искусства не разделялись, но с VI-VII веков ситуация изменилась: первые стали привилегией элиты, вторые – простого люда. В результате получился своеобразный симбиоз воинских методик, народной мистики и даосских воззрений – уникальная система ушу, включающая в себя не только воинские искусства, но и целые системы внутренней тренировки человека, психопрактики и так называемого «регулирования циркуляции внутренней энергии «ци».

Постепенно характер боевого ушу менялся. Стали появляться специалисты, превосходившие по уровню мастерства воинов-ушуистов и дворцовых спецов. Прежде всего это касалось рукопашного боя. Простолюдинам было часто не по карману дорогое оружие – вот они и оттачивали мастерство иначе, обходясь элементарным шестом или вовсе без него, то есть кулаками.


Мастерство можно оттачивать и с футбольным мячом. Фото: Toby Melville/Reuters


К концу XIX века ушу стало массовым явлением. Возникали все новые и новые школы. Многие из них больше напоминали тайные сообщества, где по крупицам собирался весь арсенал средств ведения боя, оттачивались методики, вырабатывалась тактика.

Легендарный монастырь

Что же касается древнейшей ветви ушу – шаолиньского искусства - оно зародилось в монастыре Суньшань Шаолинь в провинции Хэнань. Однажды там появился индийский проповедник буддизма Бодхидхарма (у китайцев его называли Путидамо или просто Дамо). Произошло это событие в VI веке. Первое что Дамо сделал… присел на 9 лет – медитировать в позе, которая называется бигуань, чтобы серьёзно обдумать, как помочь монахам. Когда Бодхидхарма “очнулся», он написал несколько текстов. Два из них можно назвать медицинскими справочниками. В одном («И Цзинь Цзинь») рассказывается об упражнениях, которые помогают развить физическую силу. Другой («Си Суй Цзин») повествует о медитации, дыхании и кровообращении. Скорее всего, именно Дамо «внедрил» в монашескую среду наряду с молчаливым созерцанием и практику регулярных физических упражнений. Первый комплекс ушу, который стали изучать в Шаолине, - «Восемнадцать рук архатов» (архат – последователь Будды, который достиг четвёртой ступени на пути к нирване) - также, по всей видимости, преподал Дамо. В этом трактате («Ши Ба Луо Хань Шоу») он изложил свой опыт, который получил в Индии, входя в касту кшатриев (воинов и правителей). В тексте описываются приёмы самообороны. Неизвестно, преподавал ли Дамо ушу, но в предписанные им «Четыре деяния» входило «воздаяние за зло».

Однако, стоит признать, что как целостное боевое искусство, ушу возникло в Шаолине позже. Примерно в XIII веке во время правления династии Юань. Связывают это событие с появлением в монастыре четверых монахов, специалистов по кулачному бою: Ли Соу, Бай Юнфэня, Цзюэюаня и сына Ли Соу, Дэнхуэйя. На основе «18 рук архатов» Цзюэюань создал комплекс «72 руки», который потом был существенно дополнен – до 170 приемов. Юнфэн разработал систему «боя пяти ступеней». Ему, кстати, приписывают изобретение и «системы пяти стилей животных», ставших основными в Шаолине. Однако исторические источники это не подтверждают – по всей видимости, их появление происходило поэтапно и растянулось на столетия. Монахи наблюдали за поведением и повадками животных, за тем, как они ведут борьбу со своими соперниками, побеждая их. Эти наблюдения и легли в основу создания боевых стилей, которые со временем и стали применяться в настоящих боях человека с человеком.

Постепенно выделялись так называемые «звериные» стили, некоторые из них развивались настолько успешно, что стали составлять целую школу - иногда в одной образовывалось стразу несколько стилей, которые заметно отличались друг от друга. Например, внутри только «змеиного» стиля существует, как минимум, пять разновидностей ведения боя: они основываются на повадках различных видов змей – от удава до кобры.

Периодически в Шаолиньский монастырь приходили бойцы со стороны, некоторые из них отличались высоким боевым мастерством - им они и делились с шаолиньскими монахами. В китайских манускриптах ранее обнаружили рассказ о 18 монахах, внёсших большой вклад в развитие техники ушу. Сегодня классическими шаолиньскими комплексами можно назвать, например, такие стили как хунцюань (кулак Хуна) и тунбицюань (кулак Туна). В пяти провинциях Китая были открыты филиалы Шаолиня. Южный Шаолинь в провинции Фуцзян по популярности даже стал превосходить Северный – его монахи участвовали во многих сражениях и местных разборках, неизменно выходя из них победителями. Именно эти монахи успешно противостояли японским пиратам и изгнали их с территории Китая. Впрочем, и северные шаолиньцы частенько оказывались в центре политических интриг и волнений. Например, принимали активное участие в свержении династии Суй. Первый император династии Тан пришёл к власти не без их помощи, за что и приказал выделить монастырю 600 акров земли. Кроме того, монахи сформировали свой отряд воинов. Он выполнял функции элитного полицейского подразделения и защищал деревни в округе от мародерствующих банд.


Современные монахи Шаолиня - это ещё и хорошие артисты. Фото: Luke MacGregor/Reuters


Однако было бы неверно думать, что ушу, преподаваемое в Шаолине, отличалось сверхсложностью. В то время в Китае существовали другие, куда более мудрёные направления боевых искусств. Другое дело, что в Шаолине делали бойца практически из любого. Монахи умели заставлять нерадивых учеников тренироваться: те чуть ли не сутками, до автоматизма повторяли одно и то же упражнение. В результате искусство ведения поединка буквально проникало в их плоть и кровь.

Из века в век монахи Шаолиня оттачивали своё мастерство. Беда пришла в 1928 году, когда по Китаю, как смерч, пронеслась великая смута – период «правления милитаристов». Территория монастыря стала ареной боя, в результате которого его просто-напросто спалили. Монахам не осталось ничего иного, как покинуть монастырь. Лишь в 1970 году Шаолинь начали восстанавливать. Великий кормчий Мао не был большим поклонником традиционного ушу, но лично вмешался в ситуацию. Он должным образом отреагировал на прибытие в Китай знаменитого японского мастера Со Досина. Миссия у того была вполне определённая – рассказать о своем «Сёриндзи-кэмпо», которое он успешно практиковал. В Китае «любезно согласились» считать это боевое искусство (одновременно являющиеся и религиозным движением) японским вариантом шаолиньского ушу. Правительство КНР почему-то прониклось – выделило большие деньги на восстановление монастыря и даже разыскало последних оставшихся в живых монахов, которые ранее обучались ушу в Шаолине.

В обновленный монастырь пригласили десяток молодых энтузиастов ушу, которые стали тренироваться в соответствии с древними канонами. Они усердно изучали старые методики, со временем обзавелись учениками. Потом многие из них разъехались по миру и стали активно пропагандировать шаолиньское ушу – «истинное гунфу Китая».

Сегодня мы наблюдаем интересную ситуацию. Ряды поклонников шаолиньского ушу разделились на два лагеря. Одни считают монахов монастыря Суньшань Шаолинь истинными последователями заветов древних мастеров. Другие, наоборот, навешивают на них ярлык «коммерсантов», которые лишь компрометируют настоящее шаолиньское ушу. А оно якобы всё ещё живо, но только не в этом монастыре, а, например, в районах Кайфэня, Мэнсяня и некоторых других местах. Их аргумент достаточно убедителен: мол, ни один уважающий себя мастер не станет драть деньги за занятие с наивного иностранца, желающего после двухнедельных тренировок заполучить сертификат о том, что он «изучал настоящее шаолиньское ушу» в Шаолине. Но как бы там ни было, сегодня монастырь живёт и процветает. Однако это тема уже другого разговора, к которому мы ещё вернёмся.

Расположение: Дэнфэн
Открытая в 1978 году школа Шаолинь Tagou боевых искусств Института занимается разработкой знания о фу Шаолинь Кунг. Ее целью является распространение стиля сердцевины ушу Шаолиня.

2. Колледж Шаолинь Epo ушу

Расположение: Дэнфэн
Хэнань Дэнфэн Шаолинь Epo ушу колледж был основан в 1977 году, и это также является одним из самых ранних профессиональных школ боевых искусств после основания Народной Республики Китая. Колледж имеет отличные условия и удобный подъезд транспорта. Это сад стилевых модернизации школ, которая обращает внимание на культуру как обучение и обучение ушу.

3. Кунгфу центр Longwu

Расположение: Шанхай
Longwu Kung Fu является одно из самых известных и популярных центров боевых искусств в Шанхан. Оборудовано с просторной подготовки, безопасности маты, деревянные манекены и широкий спектр оружия, это идеальное место для обучения студентов боевым искусствам — всех возрастов и стандартов.

4. Школа боевых искусств — Храм Шаолинь Сяолун

Расположение: Дэнфэн
Храм Шаолинь Сяолун боевых искусств. Школа была создана в 1980 году, который является не только первым всеобъемлющим школа боевых искусств сборки обучение персонала в области науки, боевых искусств и кино, но и одним из учреждений подготовки КунгФу, утвержденной Министерством образования на работу иностранных студентов.

5. Академия боевых искусств — Сыпин Шаолинь

Расположение: Хэнань
Сыпин города Шаолинь — Академии боевых искусства создана 1995 году Ши Xingkuo который был 32-й ученик монаха Шао Линь. Это единственная школа боевых искусств в провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, который открыта для иностранцев. В общем количестве здесь обучаются около 2000 иностранцев из 50 стран.

6. Чжунхуа школа боевых искусств Шаньдун Лайчжоу

Расположение: Лайчжоу
Чжунхуа боевых искусств Школы Шаньдун Лайчжоу была создана в 1992 году и выпустил более 2900 студентов. В настоящее время крупнейшей международной школой интеграции образования и обучения КунгФу.

7. Школа ушу при храме Шаолинь Харбин

Расположение: Харбин
Основанная в 1994 году, Школа ушу при храме Шаолинь Харбин расположена в живописном национальном месте, популярной туристической зоне с красивыми окружающей обстановки.

8. Школа боевых искусств Цзядин Шанхай

Расположение: Шанхай
Шанхай Цзядин школа боевых искусств вложены Шанхай Фэн Цзя дом недвижимости компании на проектирование и строительство в соответствии с династий Мин и Цин Dynasites стиль, предлагая как базовое образование но и программ боевых искусств.

9. Чэньцзягоу колледжа боевых искусств

Расположение: Хэнань
Чэньцзягоу боевых искусств колледжа является крупнейшей школы, что обеспечивает не только академическое образование, но и боевые образования на основе тайцзицюань. Чэньцзягоу боевых искусств Колледж был основан гроссмейстер Ван Сиань который является 19-м преемником поколения Чэнь Ши Тайцзи и международном уровне мастером ушу.

10 Школа ушу Шаолинь в Пекине
Месторасположение: Пекин
Пекинская школа Шаолиня и ушу имеет отличных тренеров в стиле ушу, который выпустил известных людей владеющих стилем ушу и имеют богатый опыт в теоретическом и практическом обучении.


Боевое искусство УШУ

Термин «ушу» в переводе с китайского означает «боевая (или воинская) техника (или искусство)». Этот термин существует с начала XX века, раньше использовались термины «цзицзи», «цзи-цяо», «цзиюн», «цюаньшу», «цюаньюн» (которые переводятся, соответственно, как «техника ударов», «техническое искусство», «герой техники, «кулачная техника», «кулачные герои». Последнее из эих названий (цюаньюн) - самое древнее, оно упоминается в «Книге песен» - «Шицзин», датируемой XI-XII веками до нашей эры).

Боевое искуство УШУ (Китай)


Боевое искуство УШУ (Китай)



Основные задачи УШУ

Основными задачами ушу являются: укрепление здоровья, продление жизни, самооборона (последнее - не во всех стилях). Включает работу без оружия (тушоу) и работу с оружием (дайсе). То и другое существует в виде отдельных упражнений, технических комплексов (таолу) и произвольных упражнений.


Боевое искуство УШУ (Китай)


Тренируются в одиночку, парами, группами. Самозащита без оружия (фаншэнь) и спортивные контактные поединки «саньда» (что означает «рассеянные удары», т.е. не объединенные в комплексы формальных упражнений), строго говоря, в ушу не входят.
Стили и школы УШУ


Ушу имеет огромное количество стилей и школ. Практически в каждом уезде Китая, часто в каждой деревне есть свой стиль или хотя бы вариант стиля ушу. Наиболее известными считаются, по одним сведениям, 130 стилей, по другим - 80.

Каждый из них имеет свое название. Как правило, в него входит слово «кулак» (цюань), а также ряд признаков: место создания (южный, северный, шаолиньский); сходство с движениями животных (кулаки обезьяны, когти орла, богомола, журавля); особенность движений (длинный, скользкий, мягкий); имя создателя школы (стиль Ян, Чэнь, Ча, Мо, Хун). Но бывают и характерные для китайцев образные названия стилей («Цветок сливы», «Красный кулак»).


Легенды о создателях школ УШУ

Из поколения в поколение передавались легенды о создателях различных школ ушу. Например, считалось, что родоначальником стиля «Обезьяны» (Хоу-цюань) был сам царь обезьян. Появление стиля «Направленная воля» (Синь-И-цюань) традиция связывает с легендарным полководцем Юэ Фэем. Согласно легенде, знаменитый стиль «Пьяницы» был разработан монахом Лу Чжишенем, согласно другой - знаменитым поэтом Ли Бо, а стиль «Потерянный след», или «Лабиринт», - бывшим воспитанником Шаолиньского монастыря монахом Янь Цином.

Все эти легенды, где история переплеталась с вымыслом, рождали чувство общности у мастеров ушу с национальными героями, одухотворяли выбранный ими путь.



Три крупных центра УШУ

Исторически сложилось так, что в старом Китае в одно и то же время существовали три крупных центра ушу, каждый из которых имел особенные, только ему присущие черты. Эти центры стали родоначальниками трех основных направлений традиционного (или народного) ушу: шао-линьского, уданского и эмейского.


Уданское направление

сформировалось на базе религиозно-философского учения даосизма, связанного с постижением человеком его «дай», то есть Пути. Даосизм, основываясь на учении о двух началах инь-яни пяти первоэлементах, стремился достичь их равновесия, что давало человеку путь к бессмертию. За два тысячелетия даосские монахи, исходя из «Книги перемен», создали сложную систему оккультных наук, геомантии и хиромантии. По всему Китаю шла молва о чудесах, творимых подвижниками дао, об их умении летать, вызывать землетрясения, повелевать громом.


Для даосских отшельников внешнее было неотделимо от внутреннего, то есть неподготовленное тело не могло стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Вот почему они разработали различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себе дыхательные упражнения, оздоровительную и военно-прикладную гимнастику, а также строжайшую диету.

Создавая гимнастические комплексы, даосы стремились укрепить внутренние органы, добиться эластичности мышц, подвижности суставов, прочности сухожилий, чуткости нервных окончаний и хорошего кровообращения. Физические упражнения были неразрывно связаны с дыхательными. Желая постичь секрет долголетия, монахи пытались перенять способы дыхания у животных и птиц, живших дольше человека. Чтобы воссоздать их ритм дыхания, приходилось принимать сложные позы, которые, превратившись из статичных в подвижные, легли в основу так называемых «звериных» стилей, характерных для всех направлений ушу.


Система доктора Хуа То

Первый из дошедших до нас трактатов ушу уданского направления был написан в III в. лекарем-даосом Хуа То, назывался он «Игры пяти зверей». Его автор еще при жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен. Хуа То писал: «У меня есть своя система упражнений… В ней используются движения тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Система эта излечивает болезни, укрепляет ноги и сохраняет здоровье надолго. Заключается она в прыжках, наклонах, раскачивании, ползании, вращении и сокращении мышц путем напряжения».


Дальнейшее развитие эта система получила в даосской секте «Высшей чистоты». В крупном даосском центре в горах Удан-шань в провинции Хубей произошло формирование уданского направления как методики достижения здоровья и долголетия путем психомедитативного проведения энергии «ци» по 12 каналам внутри тела; дыхательных, психофизических упражнений на основе звериной гимнастики; сексуальной практики; дие-тологии.

Считается, что мягкие стили, отличающие уданское направление, зародились в III-V веках, а становление их произошло в IX-XIII вв. - блестящем периоде китайской истории.


Мягкий стиль

Почему же уданский стиль ушу называют мягким? Все его школы (Тайцзи-цюань, Багуа-чюань, Синь-И-цюань и др.) стремились привести человека в состояние естественности, единства с окружающим миром. А тот, кто совершал или провоцировал нападение, нарушал это единство и равновесие и как чужеродный элемент был обречен на гибель. Отсюда приоритет обороны, но даже она почти лишена элементов агрессии.


Основные принципы всех мягких стилей

удан-ского направления сводятся к следующему.

Непрерывность и взаимосвязанность сменяющих друг друга движений.
Плавность и округлость движений.
Своевременное расслабление, позволяющее «двигаться будучи в покое и будучи в покое оставаться настороже». Все тело должно быть подобно мягкому шлангу, наполненному энергией.
Гармония внешнего и внутреннего движения. Работа рук, ног, бедер - это внешнее движение, а контроль за дыханием, разумом и волей - внутреннее.
Сочетание мягкости и твердости. Внешняя мягкость и расслабленность порождают предельную жесткость в момент удара или блока. «Корень сокровенной пружины произрастает из сердца» - такая фраза неоднократно встречается в уданском ушу. Следует научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений.


Движения эти, сгруппированные в строгой последовательности по нарастанию их сложности, известны под названием «тао». В Древнем Китае считалось, что первые тао были разработаны некой цивилизацией доисторических времен, которая, «перед тем как исчезнуть», передала их людям как путь физического и духовного совершенствования.

Для «тао» всех школ характерны чередование мягкости и жёсткости, расслабления и концентрации, быстроты и остановок, а также четкий ритм, чувства дистанции и времени, правильное дыхание и распределение энергии! Обязательным требованием является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение. Как правило, при выполнении тао не допускалась импровизация, его следовало воспроизводить с точностью до малейших деталей. Объяснялось это тем, что их разработчики - основатели школ или прославленные мастера - являлись носителями единого Знания, вестниками богов, а сами тао - средством к единению с Космосом, к пробуждению и концентрации жизненной энергии.



Схемы движений в тао

Схемы движений в тао воспроизводят священные геометрические фигуры-символы: квадрат, круг, спираль. Даже количество движений соответствует «магическим» числам. Все тао различных школ уданского ушу прямо связаны с теорией 8 триграмм и 64 гексаграмм «Книги перемен». Каждое движение в них несет философский смысл и магическую символику. Например, тао звериных стилей призваны даровать могущество, стремительность, бесстрашие и неуязвимость. А выполняющий их находится под покровительством того божественного животного, чьи движения он воспроизводит.

В уданском ушу часто встречается образ Мягкого и Слабого, побеждающего Твердое и Сильное. На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу. Податливость обращает натиск врага против него самого, использует его силу для его же уничтожения. Более двух тысячелетий тому назад Ле-цзы написал: «В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью, путь к постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать, однако люди их не знают…


Идущему впереди тех, кто; слабее его, грозит опасность от равного ему; идущему впереди тех, кто сильнее его, не грозит опасность… хочешь быть твердым, сохраняй твердость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости».

Шаолиньское направление

Другим крупным направлением в ушу является Шаолиньское (Шаолинь-пай), включающее в себя около 400 разновидностей основных стилей. До наших дней дошло предание о том, как появился боевой стиль Шаолинь.

История

В 520 г. небольшая группа приверженцев буддизма отплыла из Индии к берегам Китая, чтобы наставить на путь истины властителей Поднебесной. В их числе был двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма, основатель широко известной на Востоке секты Дхьяна.

Бодхидхарма был третьим по старшинству сыном индийского раджи Сугандха, принадлежащего к касте брахманов. Полученное им образование соответствовало его высокому положению: он изучал традиционные воинские искусства, древние Веды, буддийские сутры. Особенно его привлекала теософия, учение о единении человеческой души с божеством. Чтобы узнать сокровенные истины буддизма, Бодхидхарма вступил в секту йогачара, а затем основал свою собственную. Однажды, узнав о трудностях приверженцев буддизма в Китае, он решил отправиться в эту страну.


Однако к моменту прибытия Бодхидхармы и его сподвижников буддизм в Китае переживал далеко не худшие времена. Около 50 монастырей и 30 тысяч буддийских храмов распространяли через своих послушников чужеземную религию. Сразу же по прибытии Бодхидхарма добился аудиенции у правителя царства Северный Вэй. О чем они беседовали, неизвестно, но только после этого разговора Бодхидхарма отказался от своих планов изменения религиозной жизни Китая и удалился в небольшой монастырь Шаолинь, расположенный на окраине этого царства в провинции Хэнань.

Здесь он, чтобы познать истину, девять лет провел в полном одиночестве в горном гроте, молясь и медитируя. После этого он стал усердно проповедовать Чань («чань» по-китайски то же самое, что «дхьяна» на санскрите - «медитация»). Это учение, являясь разновидностью буддизма, ставило во главу угла укрепление тела и духа во имя постижения вечных истин. Вот почему Бодхидхарма начал проповедовать Чань с преподавания ушу, упорной физической тренировки тела как «вместилища духа».


Трактаты кулачного боя

От Бодхидхармы ведут свое происхождение многочисленные чаньские военно-прикладные дисциплины, составившие в конце концов 72 воинских искусства. В древнем трактате говорится: «В парчовом мешочке хранятся 72 драгоценных искусства. Восемнадцать из них - трактат кулачного боя, в других восемнадцати описываются методы владения оружием. Остальные посвящены овладению Ци, упражнениям на твердость и мягкость, приемам захватов…» Шаолиньские упражнения, развивая кости и суставы, способствовали укреплению всего организма. Овладевший ими человек мог наносить удары любой частью тела.

Наследие Бодхидхармы развивали его последователи. Особое мест занимает среди них мастер Цзюэ Юань, живший во второй половине XIV века. Это был блестяще и разносторонне образованный человек. Увлечение философией победило все остальные привязанности, и он удалился в монастырь Шаолинь, чтобы полностью посвятить себя изучению проблемы единства духа и тела.

Будучи искусным фехтовальщиком, он не только овладел основной школой шаолиньского ушу, но и усовершенствовал ее. Цзюэ Юань разработал комбинации видов обороны - «72 шаолиньских приема захватов и освобождений». Позднее они вошли в арсенал почти всех школ ушу, но под разными названиями. Вот лишь некоторые из них: «Секреты шаолиньских захватов», «Искусство боевых замков», «72 тайных захвата», «Искусство разрыва связок и сухожилий», «Коварная или дьявольская рука».


Точное знание анатомии

Эти 72 приема были основаны на точном знании анатомии, на законах биомеханики и ориентированы на болевые точки. Еще раньше мастера ушу открыли, что из нескольких сотен акупунктурных точек, имеющихся у человека, 108 могут при давлении на них усилить либо ослабить удар или захват. В их число входят 36 точек, поражая которые в соответствующее время и с определенной силой можно убить человека. Кроме того, имеются точки, воздействуя на которые мастеру ушу нетрудно вызвать приток или резкий отток энергии, вплоть до обморока, шока, удушья, припадка. Из Китая искусство 72 захватов пришло в Японию и трансформировалось в боевом единоборстве айки-дзюцу.

Последователи Цзюэ Юаня разработали комплекс из 170 приемов на основе стилей «Тигра», «Дракона», «Леопарда», «Змеи», «Журавля».


Стиль «Тигра»

как наиболее жесткий и силовой использует в основном энергию разрывания. В стиле «Дракона» сила не играет главной роли, в нем доминирует протекание энергии в виде волны из головы в ноги, умение одновременно действовать всеми частями тела, что предполагает наличие у человека безукоризненного вестибулярного аппарата.

Стиль «Леопарда

» основан на умении накапливать упругую силу и выплескивать ее в бросках и прыжках. При тренировке особое внимание уделяется

нижним конечностям и пояснице. Мгновенная реакция делает его наиболее опасным. Стилю «Змеи»

присущи низкие перетекающие движения, смена состояния от максимально напряженного во время удара до полного расслабления. Принцип действия этого стиля - как бы обматываться вокруг противника, душить его, сжимая кольцом, или поражать точным ударом в уязвимое место.

Стиль «Журавля»

характеризуется oсобой выносливостью, равновесием, великолепной растяжкой. При подготовке особое внимание уделяется работе ног в различных стойках, а также умению балансировать, стоя на одной ноге.


Как правило, монахи Шаолиня изучали основы всех звериных стилей. Овладев ими, они начинали специализироваться в одном из них, в том, который наиболее соответствовал их психофизическим особенностям.
Искусство управления энергией

Искусству управления энергией монахи Шаолиня придавали особое значение и тщательно охраняли его секреты. Они научились превращать свою энергию в своеобразную броню, способную защищать тело от ударов, уколов, рубки мечом или саблей…

На базе шаолиньского ушу оформились и развились самые различные стили. Например, школа «Обезьяны» синтезировала движения мартышек, макак, шимпанзе. Обилие акробатических элементов, особое положение рук, специальный тренинг для глаз и головы, многочисленные ужимки сделали мастеров этого направления одними из искуснейших в ушу. Сложной акробатикой наполнены стили «Пьяницы», «Катающегося по земле», «Мицзун». Основаны они на быстрой смене движений (идя вперед, прыгать назад), мгновенных переходах от одного движения к другому, перекатах, падениях, ударах, нанесенных из неожиданных положений, а также на резкой смене психофизических состояний.


В течение столетий монастырю удавалось мирно сосуществовать со светскими властями. Во времена войны с маньчжурами Шаолинь служил укрытием и местом оказания помощи повстанцам, но непосредственно в военных действиях монахи участия не принимали. И все же при императоре Канси (1662-1722) Шаолиню была объявлена беспощадная война. Монастырь был до основания разрушен, большинство монахов погибло. Легенда гласит, что лишь пятерым из них удалось бежать в города Южного Китая. Именно эти монахи считаются основателями южного варианта ушу.

Пять больших южных школ ушу названы именами основавших их мастеров-монахов из Шао-линя.

Третье направление в народном ушу - эмейское

Оно получило свое название от Эмейских гор, находящихся в провинции Сычуань. Здесь было много как буддийских, так и даосских монастырей, в которых и сформировалось направление Эмэй-пай, включающее в себя свыше 60 различных стилей, основанных на уданском психотренинге и шаолиньском кулачном бое.



Наиболее известны 8 главных эмейских стилей (4 больших и 4 малых), которые объединили в себе как северные, так и южные школы ушу.

К четырем большим стилям относятся Юэ-мэнь, Чжао-мэнь, Ду-мэнь и Сэн-мэнь. С каждым из них также связаны многочисленные легенды, из которых черпают вдохновение создатели современных кинофильмов о мастерах ушу.

История мастера «Волшебная нога»

Со стилем Чжао-мэнь связана история мастера Ма Хэйцзы по прозвищу «Волшебная нога». Основатель одного из трех знаменитых стилей «Красного кулака» взял к себе в ученики человека по имени Чжан Таньфу. Пройдя весь курс обучения, тот поселился в Сычуани и взял к себе в ученики Ма Хэйцзы. Вдвоем они в 1875 году открыли школу «Красного кулака». После смерти учителя Ма Хэйцзы несколько лет жил отшельником, совершенствуя свой стиль. Он ввел в «Красный кулак» технику ударов и блоков ногами, разработал и усовершенствовал технику уходов и передвижений. Покончив с отшельничеством, Ма Хэйцзы открыл в городе Чэнду школу ушу. Его мастерство было столь искусно, что он получил приглашение преподавать ушу в армии. После смерти Ма Хэйцзы его стиль назвали Чжао-мэнь в память об известном в то время полководце Чжао Куаньине, хотя тот не имел к созданию этого стиля никакого отношения.


Стиль Ду-мэнь

связан с именем Ду Гуаньиня из провинции Цзянси, который в 40-х годах XVIII века поселился в Сычуани. Основа его стиля была в следовании «естественности для нахождения равновесия и баланса». Для этого использовались десять способов подхода к противнику и техника «8 захватов и болевых замков».

Характерная для стиля Ду-мэнь близкая дистанция требовала особой техники рук, в которой сочетались приемы захвата запястья, выкручивания суставов, вытягивания конечностей, растягивания суставов до их разрывов, удары и нажатия в определенные точки. Для этого Ду Гуаньинь и его последователи создали специальную систему отработки захвата кисти руки и тренировки силы пальцев. В нее входили упражнения по жонглированию различной величины мячами, гирями, сырыми яйцами, а также по ловле выпущенных из лука стрел, бросаемых ножей и т.п.

Система бросков в Ду-мэнь

отличалась от других стилей. Используя силу скручивания и вращения, вначале проводился залом или нажатие на болевую точку, затем противника бросали на землю, а не поднимали вверх. Похожий принцип используется в айкидо. Для ухода от бросков была разработана система освобождений, аналогичная тао «72 шаолиньских захвата и освобождения».


Характерный для Ду-мэнь принцип использования одновременно нескольких параллельных действий - захвата, работы ног, нажатия на болевую точку - требовал совершенного психофизического аппарата.