Врачебный контроль при занятиях физическим воспитанием.  Физическая культура: Врачебный контроль Техника выполнения блокирования


Лечебная физическая культура (ЛФК)- это лечебный метод, основным средством которого являются физические упражнения, применяемые с лечебной и лечебно-профилактической целью при травмах и различных заболеваниях. ЛФК наряду с основной задачей (восстановление нарушенных функций) воспитывает быстроту реакции, силу, выносливость, ловкость, координацию и помогает быстрее возвратиться к общественно-трудовой деятельности после болезни. ЛФК используется в сочетании с правильно организованным режимом в клинической, поликлинической, санаторно-курортной практике и в домашних условиях.
Физические упражнения изменяют реактивность организма : в первую очередь влияют на центральную нервную систему, вызывая изменение подвижности нервных процессов в коре головного мозга; корригируют функции основных систем организма (кровообращение , дыхание и др.), процессов обмена; способствуют их компенсации; влияют на эмоциональное состояние больного, отвлекают от мысли о болезни, вызывают чувство бодрости и уверенности.

Основное средство лечебной физкультуры — комплексы физических упражнений — делятся на гимнастические, спортивно-прикладные (плавание ,гребля ,лыжи ,коньки и др.), подвижные испортивные игры . Они применяются в сочетании с естественными факторами природы (воздух, вода, солнце), которые наиболее полно используются в условиях санаторно-курортного лечения. Из комплекса средств чаще всего назначают гимнастические упражнения в форме лечебной гимнастики. При назначении больному самостоятельных занятий в домашних условиях даются специальные рекомендации по самоконтролю. Гимнастические упражнения классифицируются: а) по анатомическому принципу — для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лица), средних (мышцы шеи, рук, голени, мышцыпромежности ), крупных (мышцы бедра, живота, спины); б) по активности (рис. 1) — пассивные и активные; последние могут быть свободными, облегченными (в воде, на скользящей поверхности и др.), с усилием, на расслабление и др.; в) по видовому принципу — дыхательные, подготовительные, корригирующие, в метании, равновесии, сопротивлении, со снарядами, ползание, лазание, прыжки, подскоки, в висах и упорах и др.

Врачебный контроль – это система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и тренером (преподавателем), для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающегося.

Организация всей работы по лечебной физической культуре возлагается на врача-специалиста и инструктора (методиста) с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечебного учреждения. Врачебно-физкультурные диспансеры района, города, области осуществляют методическое руководство всеми звеньями лечебно-профилактических учреждений, где работают специалисты по лечебной физической культуре.
В обязанности врача-специалиста по лечебной физической культуре входит: проведение осмотров больных, назначенных на занятия, до, после, а иногда и во время лечения; определение методики занятий (форм, средств, дозировки физических упражнений); руководство работой инструкторов (методистов); консультации врачей других специальностей по вопросам лечебной физической культуры, организация и проведение санитарно-просветительской работы среди больных и здорового населения. Врач должен присутствовать на занятиях с больными и осуществлять врачебно-педагогический контроль за ними.
В обязанности инструктора (методиста) входит: организация и проведение занятий лечебной гимнастикой (индивидуальных и групповых) в палатах, кабинетах или залах лечебной физической культуры, на спортивных площадках; организация и проведение спортивно-массовых мероприятий с занимающимися, включая группы здоровья.
Врач и инструктор (методист) ведут установленную документацию (форма № 42, записи в истории болезни), проводят антропометрические и другие исследования, анализируя эффективность лечения, составляют комплекс и схемы упражнений лечебной гимнастики.
Схему занятий лечебной гимнастикой разрабатывают применительно к основным группам заболевания (без учета принципа индивидуализации) по следующей форме: 1) части занятия; 2) порядковый номер группы упражнений; 3) исходное положение больного; 4) содержание частей; 5) дозировка (число повторений) упражнений в каждой группе; 6) целевая установка, методические указания.
Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастикой должны соответствовать содержанию схемы, отвечать принципу индивидуального подхода к больному и составляться по указанной форме.
Врач лечебной физической культуры отвечает за обеспечение необходимым оборудованием мест проведения занятий, а инструктор (методист) является материально ответственным лицом.
В больницах и поликлиниках зал для проведения групповых занятий по лечебной физической культуре должен иметь площадь не менее 30—40 м 2 , комната для индивидуальных занятий — 20 м 2 . Кроме того, обязательны кабинет врача, душевая, раздевальня, кладовая. Для занятий на воздухе оборудуются спортивные площадки.
В отделениях реабилитации, санаториях и на курортах зал должен быть площадью около 60 м 2 . Желательно иметь также мастерские по трудотерапии, маршруты терренкура , плавательные бассейны, лыжные и водные станции, катки, пляжи и другие сооружения.
В зале должны быть гимнастическая стенка (несколько пролетов), гимнастические скамейки, тренажеры, наклонные плоскости, кушетки, стол с гладкой поверхностью (для восстановления подвижности в суставах пальцев при травматических и неврологических заболеваниях), блоковые установки, баскетбольные корзины, большое зеркало, игрушки и различные приспособления для восстановления подвижности в суставах пальцев и кисти.
В кабинете (отделении) лечебной физической культуры должны быть измерительные приборы: ростомер, весы, сантиметровая лента, угломеры, динамометры (становой и ручной), тонометры, миотонометры, толстотный циркуль, спирометр и др., а также наглядные пособия по методике занятий при различных заболеваниях и травмах, комплексы упражнений для самостоятельных занятий.

Вопросы для самоподготовки:

1. Дайте определение ЛФК

2. Кем назначаются занятия ЛФК?

3. Что учитывается при выборе ЛФК, средств и методик?

4. Что является главной ценностью жизни человека?

5. Какие средства вы знаете в ЛФК?

6. Что такое врачебный контроль?

7. Что входит в обязанности врача-специалиста по ЛФК?

8. Что такое травма?

9. Что такое заболевание?

10. Как влияют упражнения ЛФК на центральную нервную систему?

Тест по теме 1: «Основы врачебного контроля при занятиях ЛФК»

В-1

1.Что такое «ЛФК»?

а) ходьба , занятия на тренажерах

2.Какова главная ценность в жизни?

а) деньги

б) здоровье

в) путешествие

г) красота

3.Кем назначаются занятия ЛФК?

а) актером

б) водителем

в) врачом

г) сантехником

4.Дайте определение понятию «средства ЛФК».

а) лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба , занятия на тренажерах

б) часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья

в) наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественных производственных отношений) на здоровье человека

г) метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания

5.Что учитывают при выборе средств и методик ЛФК?

в) возраст и вес пациента

г) пол и возраст пациент

6.Что такое «Врачебный контроль»?

а) лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба , занятия на тренажерах

б) часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья

г) метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания

7.Что такое «Физкультура»?

а) лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба , занятия на тренажерах

б) часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья

в) наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественных производственных отношений) на здоровье человека

г) метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания

8.Основными формами ЛФК являются…..?

а) утренняя гимнастика, физические упражнение, прогулки и т.д.

б) лечение таблетками, массажи и отдых

в) отдых на кровати и здоровое питание

г) здоровое питание, отдых, лечение таблетками и массажи.

9.Влияют ли упражнения ЛФК на ЦНС?

а) да

б) нет

в) не всегда

г) в зависимости от упражнений

10. В каких направлениях широко используют ЛФК?

а) в травматологии, ортопедии, пульмонологии

б) в комплексном лечении различной патологии у детей (заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, ревматизм ).

г) во всех перечисленных

В-2

1.Что учитывается при выборе средств и методик в ЛФК?

а) размер туловища, головы, длина шага пациента

б) особенности заболевания и состояние пациента в данный момент

в) возраст и вес пациента

г) пол и возраст пациент

2.Что такое «Врачебный контроль»?

а) лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба , занятия на тренажерах

б) часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья

в) система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и тренером (преподавателем), для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающегося.

г) метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания

3.Что являются главной ценностью в жизни человека?

а) деньги

б) здоровье

в) путешествие

г) красота

4.Кем назначается занятия ЛФК?

а) актером

б) водителем


Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование.

Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены - 2 раза в год. Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное и дополнительное.

Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм.

Основное предназначение медицинского осмотра (врачебного контроля) в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по, группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме этого, часть студентов направляется на лечебную физкультуру (ЛФК), а некоторые совсем освобождаются от практических занятий, на какое-то время. Распределение по группам проводится после комплексного осмотра специалистами (хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, гинекологом, урологом, дерматологом, оторино-1 ларингологом и т.д.). Затем терапевт определяет медицинскую группу для занятий физической культурой.

Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляв ют на более детальное обследование к специалистам. Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация - система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.

Углубленные диспансерные обследования проводятся 1-2 раза в, год и включают обследование физического развития по таким показателям, как рост, масса, толщина жировой прослойки, цвет кожи, осанка, форма спины, ног, окружность грудной клетки.

Рост (длина тела). Наибольшая длина тела наблюдается утром. Beчером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой длина тела может уменьшится на 3 см и болеет из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

Масса тела - объективный показатель для контроля за состоянием здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах, затем стабилизируется.

При определении массы исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов. Контроль за массой тела целесообразно проводить утром, натощак. Показатель массы фиксируется с точностью до 50 г.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха.

Исследуемый разводит руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, спереди у мужчин по нижнему сегменту сосков, а у женщин - над молочной железой, в месте перехода кожи с грудной клетки на железу. После наложения ленты исследуемый опускает руки. При измерении максимального вдоха не следует напрягать мышцы и поднимать плечи, а при максимальном выдохе - сутулиться.

Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки. Она зависит от морфоструктурного развития грудной клетки, ее подвижности, типа дыхания. Средняя величина экскурсии обычно колеблется в пределах 5-7 см.

Кистевая динамометрия - метод определения сгибательной силы кисти. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин - 39-50 кг, у женщин - 25-33 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

Любой показатель силы всегда тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела. Она выражается в процентах. Для этого показатель силы правой руки умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средние показатели относительной силы у мужчин - 60-70% массы тела, у женщин - 45-50%.

Становая динамометрия как метод определения силы разгибателей туловища. Исследуемый становится на площадку со специальной тягой так, чтобы 2/3каждой подошвы находились на металлической основе. Ноги вместе, выпрямлены, туловище наклонено вперед. Цепь закрепляется за крюк так, чтобы руки находились на уровне колен. Исследуемый, не сгибая ног и рук, должен медленно разогнуться, вытянув тягу. Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130- 150 кг, женщин - 80-90 кг.

Показатель относительной силы определяется как и при кистевой динамометрии и в среднем составляет 180-240%. Величина относительной становой силы менее 170% считается низкой, 170-200% - ниже средней, 200-230% - средней, 230-250% - выше средней, выше 260% - высокой.

Частота сердечных сокращений (ЧСС, или пульс) - важный интегральный показатель функционального состояния организма. Пульс рекомендуется подсчитывать регулярно в одно и то же время суток в состоянии покоя, лучше всего утром, после пробуждения, в положении лежа или вечером перед сном в положении сидя. Наблюдать пульс следует также до тренировки (за 3-5 мин) и сразу после нее. Резкое учащение или замедление пульса по сравнению с предыдущими показателями может быть следствием переутомления или заболевания и требует консультации с преподавателем физического воспитания и врачом. Рекомендуется также следить за состоянием ритма и степенью наполнения пульса.

Пульпаторная пульсометрия доступна каждому, ибо любой человек может подсчитать у себя количество сердечных сокращений в минуту. На учебных занятиях физической культурой при средней интенсивности нагрузки величина пульса достигает 130-150 удар/мин, при интенсивности выше средней - 150-170, а во время предельных нагрузок у высококвалифицированных спортсменов - 200 удар/мин и более. Имея эту информацию, можно на каждом занятии определять и регулировать интенсивность нагрузки. По продолжительности восстановления исходной величины пульса после большой физической нагрузки можно судить об успешности восстановительных процессов в организме. Если же в течение 20-30 мин исходная величина пульса не восстанавливается, значит, в организме наступило утомление в связи с недостаточной подготовленностью к данной физической нагрузке, ее объему или интенсивности. Хорошей переносимостью нагрузок и нормальным восстановлением после них считается, если колебания пульса не превышают 2-4 удар/мин относительно исходного уровня. В случае превышения следует немедленно внести коррекцию в учебно-тренировочную программу, снизив ее объем и интенсивность.

Достаточно информативной является динамика ЧСС при выполнении так называемой ортостатической пробы, провести которую в состоянии любой человек. Для этого нужно выявить разницу частоты сердечных сокращений в положении лежа и через 1 мин после спокойного вставания. Если разница больше 20 удар/мин, значит, организм не справляется с предлагаемой нагрузкой, т.е. имеется остаточное утомление.

Антропометрические показатели дыхания. Частота дыхания (ЧД) измеряется следующим образом: испытуемый кладет ладонь так, чтобы она захватила нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, дыхание должно быть равномерным. Средний показатель ЧД - 14-18 дыхательных движений в минуту, у спортсменов 10-16.

Спирометрия позволяет определить жизненную емкость легких. ЖЕЛ - важный показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания. Измеряется с помощью спирометра. Исследуемый берет мундштук спирометра с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его в мудштук до отказа. Необходимо следить, чтобы воздух не выходил через нос. Проводят замеры 3 раза подряд и фиксируют лучший результат. Средние показатели ЖЕЛ у мужчин 3500-4200 см 3 , у женщин 2500-3000 см 3 .

Цвет кожи. Различают нормальный, загорелый (смуглый) или бледный. Бледная кожа, синюшная на руках и лице - признак малокровия и сердечно-сосудистой недостаточности. У спортсменов кожа обычно нормальная или загорелая, достаточно эластичная благодаря активно протекающим в ней процессам обмена веществ.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека. Нарушение осанки наблюдается при слабом физическом развитии (особенно в период роста и развития организма), при заболеваниях и травмах костно-мышечной системы, при переутомлении. При правильной осанке ухорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутула, грудь плоская или впалая, живот выпячен. Односторонняя, однонаправленная тренировка, особенно в детском возрасте, когда еще продолжается формирование и рост организма, может неблагоприятно отразиться на осанке.

Для нормальной спины характерны естественные изгибы позвоночника. Резко выраженный изгиб - искривление позвоночника назад называется кифоз, в вперед - лордоз, вбок - сколиоз.



Введение.

Диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями.

Врачебные наблюдения в процессе тренировок, соревнований и занятий физической культурой. Методы физиологического самоконтроля.

Заключение.

Литература.


Введение


Важнейшие в социальном плане оздоровительная и воспитательная функции физической культуры могут быть обеспечены лишь при условии рациональной системы занятий и гигиенического режима, регулярного контроля за здоровьем занимающихся, эффективной организации научно-медицинского обеспечения.

Знание врачом закономерностей изменений организма в связи с занятиями спортом необходимо для правильной диагностики здоровья и функционального состояния спортсмена, тем более, что при нерациональных занятиях (несоответствии нагрузок подготовленности, возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся), нарушениях режима тренировки возможны и неблагоприятные влияния, развитие личных пред- и патологических состояний. Своевременное выявление и предупреждение таких состояний, умение отдифференцировать их от закономерных адаптивных изменений тренированного организма – весьма важная и не всегда легкая задача. Успешное выполнение указанной работы требует глубоких и разносторонних знаний врача в области теории и методики физического воспитания, физиологии спорта, спортивной медицины, функциональной диагностики, травматологии и ряда других смежных медицинских специальностей.

Разумеется, охватить все стороны этой деятельности в рамках одного реферата невозможно, да и незачем.

Цель исследования достигается через раскрытие содержания, функций и методики врачебного контроля, через анализ способов диагностики и наблюдения за физиологическими изменениями в организме лиц, занимающихся физической культурой и спортом.


Основой эффективного врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом является правильно организованная система врачебных наблюдений, которая складывается из комплексного их обследования, текущих наблюдений и обследований непосредственно в условиях тренировки и соревнований (так называемых врачебно-педагогических наблюдений). Все эти разделы работы врача с физкультурниками и спортсменами тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны представлять собой единый процесс. Вместе с тем каждый из них имеет свои задачи, содержание, организационные формы и методы.

Основой этой системы является комплексное врачебное обследование , которое должно дать наиболее полную характеристику состояния занимающихся и на этой основе решить вопросы допуска к занятиям, определить наиболее адекватные для каждого обследуемого формы занятий, режим и методику тренировки.

Задачи комплексного обследования : диагностика состояния здоровья; определение и оценка физического развития; определение функционального состояния и индивидуальных особенностей организма; назначение необходимых лечебно-профилактических мероприятий, адекватных средств восстановления, рационального режима питания, личной гигиены; рекомендации по выбору характера занятий, режиму и методике тренировки.

Результаты комплексного обследования служат основой для планирования всей последующей работы со спортсменами.

Все это обусловливает необходимость использования при комплексном врачебном обследовании физкультурников и спортсменов разносторонних методов клинического и функционального исследований, позволяющих наиболее полно характеризовать состояние их здоровья, морфологические и функциональные особенности организма.

Методика комплексного врачебного обследования основывается на общих принципах физиологии и клинической медицины. В то же время она имеет и свои специфические особенности, обусловленные необходимостью исследовать человека применительно к его двигательной деятельности, выявить функциональное состояние, функциональные резервы организма, а нередко и ранние признаки нарушений, которые могут быть вызваны как обычными для человека заболеваниями, так и нерациональным режимом физических нагрузок.

Оздоровительный эффект занятий физической культурой и спортом (а это их основная задача) обеспечивается лишь при полном соответствии применяемых нагрузок функциональным возможностям организма. В свою очередь функциональное состояние организма отражает эффективность и рациональность используемой системы тренировки. Поэтому врачебное обследование спортсменов должно быть особенно тщательным, комплексным, с тем, чтобы обеспечить своевременное выявление всех, даже незначительных, недочетов в их здоровье и физическом развитии, а также уровня функциональных возможностей организма.

Комплексность обеспечивается за счет организации всестороннего клинического обследования с одновременным использованием методов функциональной диагностики, отражающих как состояние отдельных (главным образом основных для обеспечения двигательной деятельности) органов и систем, так и их взаимосвязи, обусловленные состоянием центральной нервной системы и регуляторных механизмов.

Содержание комплексного врачебного обследования включает: анамнез (общий и спортивный); общий врачебный осмотр и физикальное обследование; определение и оценка физического развития (соматоскопия и антропометрия); рентгеноскопия грудной клетки (или флюрография); клинический анализ крови и мочи; функциональное исследование основных систем, обеспечивающих спортивную работоспособность (главным образом, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, нервно-мышечного аппарата и анализаторов) в состоянии относительного покоя; функциональные пробы.

По показаниям проводятся необходимые дополнительные исследования. Объем обследования зависит от его задачи, возраста, пола, спортивной специализации, квалификации обследуемого, а в значительной степени и от наличия необходимых условий.

По задачам и организации выделяют следующие виды обследования : первичные, повторные (этапные) и дополнительные.

Первичное обследование проводится перед началом занятий, а в дальнейшем – перед началом каждого спортивного сезона. Его задачи наиболее обширны (определение состояния здоровья с выявлением всех имеющихся недочетов, уровня физического развития и функционального состояния с тем, чтобы решить вопросы допуска, спортивной ориентации или выбора адекватных форм занятий, наметить план лечебно-профилактической работы с каждым обследуемым, определить индивидуальные особенности режима и методики тренировки), а потому оно должно быть наиболее полным, что в наибольшей степени может быть обеспечено в условиях врачебно-физкультурного диспансера или другого лечебно-профилактического учреждения (поликлиника, медсанчасть и др.).

Повторные (этапные) обследования проводятся периодически (2-4 раза в год в зависимости от возраста, состояния здоровья и спортивной квалификации тренирующегося) – на основных этапах подготовки. Задача этапного обследования – определить воздействие принятой системы подготовки на организм занимающегося, оценить становление и развитие его тренированности. При этом выясняются перенесенные за это время травмы и заболевания, проверяются выполнение и эффективность сделанных ранее назначений, вносятся (при необходимости) соответствующие коррективы в индивидуальные планы подготовки.

Дополнительное врачебное обследование проводится перед возобновлением занятий после перенесенных заболеваний, травм, перенапряжения, а также по направлению педагогов и тренеров при появлении признаков снижения работоспособности, переутомления или заболевания. Объем и методика такого обследования обусловлены конкретными задачами.

В промежутках между комплексными обследованиями осуществляется текущий врачебный контроль и исследования в естественных условиях тренировки и соревнований.

На основании обследования составляется заключение о состоянии спортсменов с необходимыми рекомендациями для тренера (преподавателя) и самого спортсмена.


Диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями.


По итогам комплексного врачебного обследования составляется развернутое заключение, содержащее оценку состояния спортсмена и вытекающие из этого рекомендации.

Заключение должно включать в себя следующие разделы : оценку состояния здоровья, оценку физического развития, оценку функционального состояния, допуск к занятиям и соревнованиям, рекомендации по организации и проведению лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий, рекомендации по режиму и методике занятий или спортивной тренировки, назначение на очередное или дополнительное обследование.

Оценка состояния здоровья – основная часть заключения. Заключение «здоров» может быть дано лишь при отсутствии каких-либо (даже незначительных) отклонений и жалоб. При выявлении же каких-либо нарушений в здоровье указывается диагноз заболевания с полной его характеристикой – форма, стадия, течение, этиология, степень компенсации и пр.

Оценка физического развития производится на основании наружного осмотра, показателей антропометрии и дополнительных исследований [калиперметрия, биофотометрия, плантография, рентгенография, сколиозометрия, определение относительной плотности (удельного веса) тела и др.]. Физическое развитие оценивается при этом как правильное или неправильное (при наличии каких-либо дефектов телосложения и осанки).

Оценка функционального состояния производится на основании анализа и сопоставления всех проведенных исследований в состоянии мышечного покоя и при функциональных пробах и тестах. Функциональное состояние может быть оценено в заключении как хорошее, удовлетворительное или с нарушениями (переутомление, перетрени-рованность и пр.).

Допуск к занятиям и соревнованиям определяется на основании проводимого обследования с учетом показаний и противопоказаний (в том числе временного характера в связи с перенесенными заболеваниями или травмой) к занятиям той или иной формой физической культуры и спорта (массовая физкультурно-оздоровительная работа, группы здоровья, занятия по обязательной учебной программе, спортивная тренировка, соревнования и т.п.).

Хорошие показатели здоровья и функционального состояния свидетельствуют об адекватности используемых занимающимися нагрузок и режима тренировки.

Если при обследовании выявлены какие-либо неблагоприятные изменения, необходим тщательный анализ режима физической подготовки и внесения в него определенных изменений в соответствии с показателями состояния каждого обследуемого. Это может касаться характера, объема и интенсивности нагрузок, их чередования с отдыхом, продолжительности и характера последнего, введения либо исключения каких-либо упражнений, частоты соревнований, изменения условий занятий, общего режима жизни занимающегося и т.п.


Врачебные наблюдения в процессе тренировок, соревнований и занятий физической культурой. Методы физиологического самоконтроля.


Один и тот же режим тренировки, одни и те же нагрузки могут оказать не только различное, но порою и прямо противоположное воздействие – укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей, повышение тренированности и работоспособности при соответствии нагрузки состоянию тренирующегося и, наоборот, отсутствие эффекта, переутомление, а иногда и развитие различных пред- и патологических состояний, если должное соответствие не обеспечено. Отсюда ясна большая роль врача в процессе физического воспитания и спортивной тренировки, в управлении этим процессом и его рационализации.

Совместная работа тренера и врача – это основа эффективности учебно-тренировочного процесса. Врач участвует в комплектовании групп занимающихся планировании и коррекции тренировочного процесса, организации восстановительных мероприятий, в проведении воспитательной и санитарно-просветительной работы с занимающимися. Тренер (преподаватель) на основании динамического врачебного и педагогического контроля в микро-, макро- ми многолетних циклах тренировки составляет планы тренировок (занятий) команд или групп занимающихся и индивидуальные планы, вносит в них необходимые коррективы.

Известно, что физические нагрузки дают тренирующий и оздоровительный эффект в том случае, когда работа, выполняемая, во время тренировки, будет находиться в пределах 70 – 85% максимально допустимой.

Известно также, что между интенсивностью нагрузки (скоростью ходьбы или бега) и энерготратами человека, а также между энерготратами и частотой сердечных сокращений (пульс) существует прямая зависимость. Поэтому в порядке самоконтроля по пульсу можно проверить, соответствует ли интенсивность тренировки оптимальным тренирующим энерготратам. Такой пульс замеряют сразу после окончания упражнения, его называют тренирующим (ПТ), а показатель приспособляемости организма к тренирующим нагрузками принято называть пульсом восстановления (ПВ), который замеряется через 5 минут после окончания упражнения (табл. 1).


Таблица 1.

Пульс тренирующий (ПТ) и пульс восстановления (ПВ)


Для того, чтобы определить к какой группе подготовленности (I, II, или III) вы относитесь, необходимо провести тестирование по одному из предлагаемых методов:

12-минутный беговой тест

Желательно тест проводить на маркированной дистанции или на беговой дорожке стадиона, где легко рассчитать пройденную дистанцию. Оценка результатов вашего теста дана в таблице 2.


Таблица 2.

12-минутный тест для мужчин (пройденная дистанция в км)


3-минутный степ-тест

Сделайте 90 восхождений на ступень высотой 50 см за 3 минуты (1 восхождение за 2 с).

Порядок выполнения: встать на ступень (табурет, стул) одной ногой, приставить другую, ноги выпрямить в коленях; опуститься на пол одной ногой, приставить другую.

Подсчитайте пульс за первую половину второй, третьей и четвертой минут отдыха и по формуле определите индекс

И = ѕѕѕѕѕѕѕ ,

П2 + П3 + 2П4


где П2 + П3 + П4 - пульс за 30 с 2, 3, 4-й минут отдыха.


Шкала оценок индекса


Очень плохо - менее 66

Плохо - 67 – 82

Удовлетворительно - 83 – 106

Хорошо - 107 – 122

Отлично - 123 и больше


Если степень вашей подготовленности оценивается «очень плохо» или «плохо», то вы относитесь к группе I, если «удовлетворительно», то к группе II, если «хорошо» или «отлично», то к группе III.

Следует отметить, что движения, выполняемые во время тренировки с пульсом ниже тренирующего и непродолжительные по времени (менее 15 мин) малоэффективны, так как не оказывают тренирующего действия на сердечно-сосудистую систему, с другой стороны длительные нагрузки с пульсом, превышающим тренирующий и восстановления более чем на 2 удара за 10 секунд, совершенно недопустимы, так как могут повлечь за собой нежелательные последствия.


Заключение


Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют сохранению и укреплению здоровья, предупреждению заболеваний, повышению устойчивости человека в экстремальных условиях. Это особенно существенно в условиях современной жизни, когда широкое применение техники, автоматизации во всех сферах жизни человека привело к сокращению доли физической работы, снижению двигательной активности человека.

Подсчитано, что люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, в 2-3 раза реже болеют сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями, имеют меньше потерь дней трудоспособности, легче переносят изменения условий окружающей среды, менее восприимчивы к стрессам.

Но физкультура и спорт приносят пользу только в тех случаях, когда их организация поставлена на твердую научно-медицинскую основу. Физические упражнения благотворно влияют на организм только в том случае, если занятия проводятся с соблюдением соответствующих методических требований, с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и состояния их здоровья.

Врачебный контроль и обеспечивает соблюдение таких условий.

В настоящей работе в сжатом виде изложены основные аспекты организации врачебного контроля состояния лиц, занимающихся физической культурой и спортом: как на этапе их допуска к занятиям, так и в процессе осуществления тренировок (соревнований). По совокупности полученных результатов цель реферата следует считать достигнутой , а частные задачи исследования решенными.

Литература


Агаджанян Н.Л., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. – М.: «Физкультура и спорт», 1989. – 207с.

Агафонов В.И. Военно-медицинская подготовка. Учебник для студентов медицинских институтов. – М.: Медицина, 1984. – 448с.

Братцев А.А. Илюшечкин А.Э. Самостоятельная физическая тренировка офицеров. Учебное пособие. – М.: ВПА, 1986. – 58с.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 330с.

Готовцев П.И. Долголетие и физическая культура. – М.: «Физкультура и спорт», 1985. – 96с.

Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 256с.

Лесгафт П.Ф. Избранные труды. – М.: «Физкультура и спорт», 1987. – 358с.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: «Физкультура и спорт», 1991. – 542с.

Спортивная медицина /Под редакцией Чоговадзе А.В., Бутченко Л.А. – М.: «Медицина», 1984. – 383с.

Физическая подготовка /Под редакцией Демьяненко Ю.К. – М.: Воениздат, 1987. – 247с.

Физическая тренировка офицеров (методические рекомендации). – Тверь, ВКА ПВО, 1988. – 17с.

Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 158с.

Постоянные занятия физкультурой я спортом предъявляют к организму человека повышенные требования и оказывают на него сильные, сложные и многообразные воздействия. Чтобы воздейст­вие тренировочного упражнения было верным, занятия должны быть организованы правильно, с соблюдением принципов спортив­ной тренировки, под наблюдением тренера -преподавателя и врача. В то же время неправильная организация занятий, несоблюдение ме­тодических принципов планирования, объема и интенсивности тре­нировочной нагрузки, отсутствие учета состояния организма и ме­дицинских наблюдений, а также регулярных медосмотров могут нанести организму вред.

Во избежание этого проводится врачебный контроль в секциях детских спортивных школ, в сборных командах. Врачебный кон­троль является разделом медицины и составной частью системы физического воспитания, позволяет своевременно выявлять нарушения в состоянии здоровья, физического развития и подготовленности занимающихся к тренировочным нагрузкам. Формами врачебного контроля является регулярные медосмотры, медицинские обследо­вания, врачебно- педагогические наблюдения, медицинское обеспе­чение и обслуживание на соревнованиях, а также меры по преду­преждению спортивного травматизма и санитарно-просветительская деятельность.

Врачебно-физкультурные диспансеры давно уже стали цен­трами по реабилитации спортсменов сборных команд, а также меди­цинского обеспечения, врачебно-педагогического наблюдения и контроля ч а состоянием спортсменов.

В условиях вуза очень важно проводить регулярные медицин­ские осмотры, а также регулярные врачебно-педагогические наблю­дения с целью предупреждения спортивного травматизма и заболе­ваемости спортсменов и физкультурников. Согласно Положению о занимающихся физическими упражнениями, студенты должны про­ходить медицинское обследование. Эти обследования делятся на первичные и повторные.

Первичный осмотр необходим перед началом занятий студен­тов на 1-м курсе.

Повторный - для всех студентов, занимающихся спортом. 2-4 раза (в зависимости от вида спорта). Повторные осмотры нуж­ны спортсменам и тренерам как источник информации для построе­ния учебно-тренировочного процесса, выявления нарушений и из­менений в организме занимающихся.

Во врачебном контроле существуют и дополнительные вра­чебные обследования, которые проводятся перед каждыми соревно­ваниями с целью выяснить имеющиеся противопоказания на момент стартов и получить информацию о готовности организма спортсме­на к соревнованиям.

Участники соревнований по марафону (42 км), лыжному ма­рафону 50 и 100 км, велосипедных многодневных туров, дальних заплывов проходят медосмотр и перед стартом.

Техника владения мячом в защите.

Одна из основных групп техники защиты - техника владения мячом имеет следующие разделы:

Прием мяча

Блокирование

Прием мяча

После подачи и нападающих ударов противника можно принимать мяч различными способами - сверху или снизу двумя руками, одной рукой.

При приеме мяча сверху двумя руками кисти более согнуты, чем при верхней передаче мяча, находятся на уровне лица. Пальцы напряжены.Этим приемом пользуются спортсмены более высокой квалификации и спортивной подготовленности. У начинающих волейболистов могут быть травмы кистей рук. В зависимости от условий прима мяча сверху двумя руками выполняются в стойке и в падении.

Прием мяча снизу двумя руками стали использовать в связи с возросшей мощью

подач и нападающих ударов.

Прием мяча снизу двумя руками. Мячи, летящие на уровне пояса (или ниже пояса), принимаются, как правило, снизу двумя руками. При этом кисти рук соединены вместе и вынесены вперед. При приближении мяча игрок разгибает ноги, туловище поднимает несколько вверх и вперед. Удар по мячу выполняют предплечьями, затем руки смещают вперед-вверх за счет выпрямления туловища и разгибания ног (рис. 9).

Прием мяча снизу одной рукой. Одной рукой принимаются мячи, летящие далеко от игрока, после предварительного передвижения игрока. Ударное движение выполняется напряженной кистью. Большое значение для успешной игры в защите имеет прием мяча снизу одной рукой в падении вперед или в сторону с последующим скольжением на груди и животе. Выполняя выпад вперед, а затем толчок ногой игрок посылает туловище вниз-вперед, руки для предстоящего махового движения несколько отведены назад. Одновременно с толчком нога, расположенная сзади, маховым движением выносится вверх, туловище игрока перемещается вперед-вверх, угол его наклона к горизонтали увеличивается. Удар по мячу осуществляется в полете тыльной стороной ладони или кулаком. После удара по мячу игрок вытягивает руки вперед и разводит в стороны несколько шире плеч. При приземлении на руки амортизация осуществляется, главным образом, уступающим движением пояса верхних конечностей. Туловище прогибается в пояснице, опускаясь вниз-вперед до соприкосновения груди и живота с площадкой. Приземление сопровождается скольжением туловища по площадке, подбородок при этом отклоняется несколько назад.

Очень эффективен прием мяча снизу одной рукой в падении с выполнением кувырка через плечо после удара по мячу.

Распространенные ошибки:

1. Игрок выполняет прием мяча с техническими ошибками (мяч прокатывается по рукам, останавливается и т.д.). Причины: неправильный выход игрока к месту встречи с мячом; неправильное расположение рук при приеме мяча; отсутствие зрительного контроля при выполнении удара по мячу.

2. Игрок не может точно направить мяч своему партнеру. Причины: слишком резкое движение рук при выполнении удара по мячу; руки не вытягиваются в направлении движения мяча; неправильный выбор стойки при приеме мяча.

Способы устранения ошибок: отработать правильный выход к мячу так, чтобы он падал на выставленное вперед колено; обратить внимание на быстрое выпрямление ног и относительно медленную работу рук при передаче; отработать вытягивание рук после передачи в направлении движения мяча; следить за правильной стойкой.

Блокирование

Блокирование в волейболе является основным средством защи­ты команды от сильных нападающих ударов.

Блокирование может выполняться одним, двумя и тремя игро­ками.

Классификация блокирования дана на схеме:

Техника выполнения блокирования:

Определив направление и высоту передачи мяча для нападающего удара, игрок передвигается к предполагаемому месту встречи с мячом приставными шагами, скачком или медленным бегом. При этом ноги его незначительно согнуты в коленных, а руки - в локтевых суставах, кисти находятся на уровне головы. Перед блокированием игрок сильнее сгибает ноги в коленных и голеностопных суставах, ноги на ширине плеч, а предплечья согнутых рук, поднимаются несколько выше головы. При блокировании нападающих ударов, выполняемых после обычных передач, игрок отталкивается от опоры в тот момент, когда нападающий находится в безопорном положений. Определив действия нападающего, блокирующий отталкивается от опоры, при этом движение начинается руками, а затем ногами. Резким разгибанием ног, выпрямлением туловища и энергичным махом руками игрок принимает вертикальное положение.

Руки выносятся над сеткой так, чтобы предплечья имели небольшой наклон по отношению к сетке, пальцы рук разведены несколько меньше диаметра мяча и оптимально напряжены. При приближении мяча руки перемещаются вперед-вверх в сторону соперника. Одновременно кисти сгибаются в лучезапястных суставах и пальцами выполняется движение вперед-вниз. После блокирования игрок приземляется на согнутые ноги (рис. 1).

Описанные выше движения касаются техники выполнения неподвижного блокирования. Подвижное блокирование аналогично неподвижному. Если для неподвижного блокирования руки выставляют над сеткой с целью прикрытия определенной зоны площадки, то при подвижном игрок перемещает руки вправо или влево, в зависимости от направления нападающего удара. Если удары блокируются с краев сетки, ладонь руки, ближней к краю, разворачивается внутрь так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.

Техника блокирования нападающих ударов, выполняемых после различных передач, почти аналогична описанной выше. Исключение составляет момент отталкивания от опоры, который соотносится с началом безопорной фазы нападающего.

Распространенные ошибки:

1. Игрок не успевает поставить блок. Причины: несвоевременное перемещение к месту блокирования, неправильный выбор места, прыжок вперед или в сторону, блокирующий прыгает раньше нападающего.

Врачебный контроль за женщинами

При занятиях физической культурой и спортом, а также при отборе в секции необходимо учитывать морфофункциональные особенности женского организма.

Физическое развитие и телосложение женщин во многом отличаются от мужского. Во-первых, это касается роста и массы тела. Мышечная масса у женщин составляет примерно 35% от массы тела, а у мужчин - 40-45%. Соответственно, и сила у женщин меньше. Так, у студентов института физкультуры кистевая динамометрия у женщин - 36,5 кг; у мужчин - 60,1 кг, становая, соответственно, - 91,4 кг и 167,7 кг. Жировая ткань у женщин составляет в среднем 28% массы тела, а у мужчин - 18%. И топография отложения жира у женщин и мужчин различны.

Занятия спортом существенно изменяют морфологические показатели, особенно в таких видах спорта, как метание диска, толкание ядра, тяжелая атлетика, борьба и др.

У здоровых женщин плечи уже, таз - шире, ноги и руки короче. Структура и функции внутренних органов также различны. Сердце у женщин меньше, чем у мужчин на 10-15%, объем сердца у нетренированных женщин составляет 580 см 3 , у мужчин - 760 см 3 . То же различие отмечено и у спортсменов.

Ударный объем сердца у мужчин в покое на 10-15 см 3 больше, чем у женщин. Минутный объем крови (МОK) больше на 0,3-0,5 л/мин. Следовательно, в условиях выполнения максимальной физической нагрузки сердечный выброс у женщин существенно ниже, чем у мужчин. У женщин также меньше объем крови, но частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое у женщин выше, чем у мужчин на 10-15 уд/мин. Частота дыхания (ЧД) у женщин выше, а глубина дыхания меньше, меньше также МОД. ЖЕЛ на 1000-1500 мл меньше. Тип дыхания у женщин грудной, а у мужчин - брюшной. МПK у женщин меньше чем у мужчин на 500-1500 мл/мин. PWC 170 у женщин - 640 кгм/мин, а у мужчин - 1027 кгм/мин. Поэтому и спортивные результаты у женщин ниже, чем у мужчин во всех видах спорта.

Все это указывает на более низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой системы женщин по сравнению с мужчинами.

Под влиянием систематических занятий спортом функциональные показатели различных систем организма у мужчин и женщин еще более различаются. Так, по данным PWC 170 , физическая работоспособность у спортсменок в циклических видах спорта (лыжные гонки, коньки, академическая гребля) составляет 70,1% (1144 кгм/мин), у мужчин - 1630 кгм/мин. Связано это с возможностями кардиореспираторной системы.

В связи с более низким основным обменом у женщин на 7-10% меньше, чем у мужчин, сердечный индекс, более низкий ударный объем (соответственно, 99 мл и 120 мл) во время нагрузки в положении лежа на спине. Помимо вышесказанного, при построении учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать функциональное состояние спортсменки в различные фазы овариально-менструального цикла, психоэмоциональное состояние. В этот период ослабевает внимание, ухудшается самочувствие, появляются боли в поясничной области и внизу живота и др. Физическая работоспособность (по тестированию) в середине менструального цикла (в период овуляции) заметно снижается. В этом периоде тренировки противопоказаны.

В период менструации не следует посещать сауну (баню), плавательный бассейн, проводить тренировки в тренажерном зале. Запрещается принимать фармакологические средства, способствующие задержке или ускорению (преждевременному наступлению) менструации. Такая искусственная регуляция приводит к нарушению детородной функции, раннему наступлению климакса и ряду других осложнений.

Рождение ребенка положительно сказывается на спортивных результатах. Практика спорта знает немало случаев, когда женщина, имея одного, двух и даже трех детей, показывали выдающиеся результаты на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.

С наступлением беременности следует прекратить интенсивные тренировки, а заняться ЛФK, дозированной ходьбой, плаванием, лыжными прогулками и т.д. Исключаются упражнения на напряжение брюшного пресса и промежности (особенно на ранних сроках беременности), задержку дыхания, прыжки, подскоки и др.

В послеродовом периоде используют лечебную гимнастику, массаж спины и ног, прогулки в лесу (сквере, парке). Умеренные нагрузки способствуют увеличению лактации, а интенсивные - снижению или даже прекращению. Через 6-8 мес после родов, при прекращении кормления ребенка грудью можно возобновить тренировки, но они должны носить умеренный характер (желательно в циклических видах спорта), с постепенным включением общеразвивающих упражнений и занятий на тренажерах.

У гимнасток, фигуристок и прыгуний в воду после многолетних тренировок в детском возрасте отмечается более позднее начало месячных (у 46-64% они начинались в возрасте 15-17 лет). Задержка менструального цикла объясняется перегрузками в ходе тренировочного цикла, а также воздействием холода у фигуристок, микротравмами гениталий у гимнасток и некорректным (нетехничным) вхождением в воду прыгуний.

Анаболитические стероиды женщинам противопоказаны, особенно опасны они для девушек. От их применения изменяется структура мышц, изменяется голос, появляется агрессивность, повышается травматизм, нарушается менструальный цикл вплоть до аменореи, страдает детородная функция (характерны выкидыши), отмечается повышение артериального давления, заболевание печени, возникают раковые заболевания, даже со смертельным исходом.

От применения анаболиков у юных спортсменок возникает также опасность остановки роста.

Врачебный контроль за студентами

Согласно государственной программе обязательные занятия физкультурой в вузе проводятся первые два года обучения, в последующие годы - факультативно. Занятия проводятся два раза в неделю, медицинское обследование - 1 раз в год.

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:

Исследование физического развития и состояния здоровья;

Определение влияния физических нагрузок (уроков физкультуры) на организм с помощью тестов;

Оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещений и т.п.;

Врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

Профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.);

Пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотров врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.).

Врачебный контроль за лицами среднего и пожилого возраста

Занятия должны проводится с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и биохимические особенности организма в период старения оказывают влияние на его важнейшее свойство - способность реагировать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной системы, висцеральных органов и др.