“Звуковая гимнастика” Цель: знакомство со звуковой гимнастикой. Презентация - артикуляционная гимнастика



1.«Часики» Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить раз. 2.«Трубач» Сидя, кисти сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.


3.«Каша кипит» Сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивать живот -вдох, выпячивать живот - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. 4. «Петух» Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.


5.Паровозик» Ходить по залу, делая попеременные движенияруками, приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение секунд. 6.«На турнике» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф- ф-ф». Повторить 3-4 раза.


7.«Шагом марш!» Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени, На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш- ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты. 8.«Насос» Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с». Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.


9.«Регулировщик» Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р» Повторить 5-6 раз. 10.«Летят мячи» Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х- х». Повторить 5-6 раз.


11.«Вырасти большой» Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «ах-х-х». Повторить 4-5 раз. 12.«Лыжник» Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минут. На выдохе произносить«м-м-м-м-м».


13.«Маятник» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-у-х». Повторить 3-4 наклона. 14.«Гуси летят» Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднимать руки в стороны - вдох, руки вниз - выдох, произносить «г-у-у-у-у». 15.«Семафор» Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны - вдох, медленно опускать вниз длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика
Составила: Учитель – логопед первой квалификационной категории Игнатова Наталья Геннадьевна

Слайд 2

образец
Язычок
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Слайд 3

В этом домике дружок, живёт веселый язычок!

Слайд 4

Слайд 5

Упражнение «Ёжик»
Ц е л ь: активизировать мышцы языка. Ход выполнения упражнения: Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) - 5-6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) 5-6 кругов. Скорость движения языка можно менять. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд. Методические указания: рот при этом закрыт.
У меня в иголках шёрстка И в норе запасов горстка. Лучше ты меня не трожь! Я – колючий серый ёж!
Увидел язычок, что погода хорошая и побежал гулять во двор. только сошёл с крылечка, как услышал, что в травке кто-то шуршит. Присмотрелся язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик.

Слайд 6

Ход выполнения упражнения: Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, так как будто там мячик. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд. Методические указания: рот при этом закрыт. Посмотрел язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. И захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол.
Упражнение «Футбол»
Во дворе народ толпится. Там идёт футбольный матч. И вратарь наш Генка Спицын, Пропустить не должен мяч.

Слайд 7

Упражнение «Качели»
Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх. Развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка. Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть за нижние зубы на счет «раз». На счет «два» загнуть язык за верхние зубы. Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными; 2) язык должен оставаться широким; 3) следить, чтобы при подъеме языка вверх нижняя губа не поддерживала язык.
Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись
После футбола захотелось язычку на качелях покачаться: вверх- вниз! Весело качаться с язычком на качелях!

Слайд 8

Упражнение «Индюк»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Методические указания: 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. Слез язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.
Я – индюк «балды-балда» Разбегайтесь кто куда.

Слайд 9

Упражнение «Месим тесто»
Ц е л ь: активизировать мышцы кончика языка. Ход выполнения упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – «та-та-та», пошлепать губами – «пя-пя-пя», закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять – Не пора ли вынимать?
Испугался язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Давай и мы поможем язычку.

Слайд 10

Упражнение «Блинчик»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Ход выполнения упражнения: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счёт от 1 до 5 - 10. Методические указания: 1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; 2) язык должен быть широким, края языка касаются углов рта; 3) похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; 4) язык расположен в полости рта симметрично. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Помог язычок маме тесто месить и стали они блины печь. Давай покажем, какой у язычка получился блинчик.
Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.

Слайд 11

Упражнение «Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Ш». Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх; 2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта; 3) если упражнение не получается, то как только язык станет распластанным, шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. Необходимо обратить внимание ребенка на активные движения широкого языка. Широкий передний край языка полностью накрывает верхнюю губу, плотно прижимаясь к ней, боковые края языка смыкаются с углами рта, таким образом, язык принимает форму чашечки.
Блин мы ели с наслажденьем- Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.
Стали мама с язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Слайд 12

Упражнение «Чашечка» (статическое)
Ц е л ь: Упражнять в умении удерживать широкий язь в верхнем положении. Ход выполнения упражнения: Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3-4 раза. Поел язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.
Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

Слайд 13

Упражнение «Чистим зубки»
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка. Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Методические указания: 1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки; 2) следить, чтобы язык двигался у десен, а не скользил по верхнему краю зубов; 3) следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от корней нижних зубов. Наиболее распространены следующие трудности: совместные боковые движения языка и нижней челюсти, девиация языка, размашистые, неточные движения языка. При наличии дополнительных движений нижней челюсти внимание ребенка необходимо обратить на недопустимость этого и предложить контролировать отсутствие подвижности рукой. На первых этапах при «выскакивании» языка из-за зубов рекомендуется придерживать кончик языка пальцем.
Попил язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему говорит: «Язычок, пора спать!» Перед сном язычок пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.
Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый.

Слайд 14

Упражнение «Бегемотики»
Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5. Методические указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично.
Вот пришёл язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик, Закрывать его нельзя, До пяти считаю я, А потом закроем рот- Отдыхает бегемот.

Слайд 15

Упражнение «Лягушка»
Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ. Ход выполнения упражнения: Губы растянуты в виде улыбки, обна­жая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с. Методические указания: следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки- Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем.
Посмотрел язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, услышал: «ква-ква». Это были лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбаются.

Слайд 16

Упражнение «Слоник»
Буду подражать слону! Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
Идёт язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же слон! Давай покажем, какой у слона хобот.
Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ. Ход выполнения упражнения: вытянуть губы трубочкой, зубы сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счет «5» - «10».

Слайд 17

Упражнение «Змейка»
Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким, развивать боковые мышцы языка. Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5 - 6 раз. Методические указания: 1) губы растянуты в улыбку без напряжения; 2) язык не загибается и не касается губ; 3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.
Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе.
Полюбовался язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился и язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею.

Слайд 18

Упражнение «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания: 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Я – весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко- Стук копыт услышишь звонкий.
Понаблюдал язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?», а лошадка отвечает: «Конечно!». Сел язычок на лошадку, крикнул «Но!» и поскакал. Давай покажем, как язычок катался на лошадке.

Слайд 19

Упражнение «Расчёска»
Ц е л ь: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Ход выполнения упражнения: «причесывать» зубами язык. Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3-4 раза.
Покатался язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.
С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне причёска. А зовут меня… (расчёска)

Слайд 20

Упражнение «Часики»
Цель: развивать подвижность языка. Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы. Узкий язык просунуть между резцами. Поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ. Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной; 2) движения языка должны быть симметричными; 3) язык не загибается и не касается губ.
Привёл язычок себя в порядок и вдруг подумал: «А не пора ли идти домой? Надо узнать который час». Покажи как работают часики.
Тик-так, тик- так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

Слайд 21

Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ. Ход выполнения упражнения: на «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счет «два» - сомкнутые губки вытянуть вперед и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка – слоник» под счет «раз – два». Повторить 10 раз.
Раз – лягушка с толстым брюшком, Два – большой и добрый слон. Ежедневно на опушке, Посадив ее в кадушку, Как под душем, ту лягушку Поливал из шланга он.
Упражнение «Лягушка и слоник»
Жил-был маленький язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Слайд 22

Упражнение «Киска сердится»
Цель: развивать подвижность мышц спинки языка. Ход выполнения упражнения: 1. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 8, потом до 10. 2. Язык в положении «Сердитая киска», прижать его к верхним зубам и почесать в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.
Выгляни в окошечко- Там увидишь кошечку. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула… Рассердилась киска- Не подходите близко!
У язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Слайд 23

Упражнение «Парус» (статическое)
Ц е л ь: Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении. Ход выполнения упражнения: Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2-3 раза.
Возле дома язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.
Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.

Слайд 24

Упражнение «Маляр»
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Ход выполнения: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Методические указания: 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Пустил язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.
Я сегодня утром встал И посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски!

Слайд 25

Упражнение «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не отпуская языка, открывать рот. Губы находятся в положении "улыбки". При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дальше язык в верхнем положении. Методические указания: 1. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от 3-10. Пока язычок смотрел, как маляр красит заборчик, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел язычок.
Под берёзой, у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы поможем.

Слайд 26

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Выполнение: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой "ударять" по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: "Д-Д-Д..." Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем увеличивая темп. Следить, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал.
Упражнение «Дятел»
Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук- Раздаётся громкий звук.
Насобирал язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит кто-то стучит. Поднял голову вверх, а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел.

Слайд 27

Упражнение «Комарик»
Цель: вызывание звука [з] по подражанию. Ход выполнения упражнения: Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз». Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок. Послушал язычок, как дятел стучит и дальше пошёл. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом и язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.
Прилетает по ночам, Не даёт заснуть он нам: Зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся.

Слайд 28

Упражнение «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания: 1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Не поймал язычок комарика и грустный пошёл дальше. Вдруг он услышал весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» – подумал язычок и побежал на полянку. Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.
Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не отпускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам нетрудно повторять!

Слайд 29

Упражнение «Заведи мотор»
Ц е л ь: вырабатывать подвижность кончика языка. Ход выполнения упражнения: рот широко раскрыть, поднять язык вверх. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верх ними зубами; ребенок при этом произносит дын-дын-дын (сначала медленно, потом быстрее). Упражнение проводится в течение 15-20 с.
По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулём лихой шофёр, «Дын-дын-дын»- гудит мотор.
Сыграл зайчик свою весёлую песенку и говорит язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.

Звуковая гимнастика - это специальные
упражнения, заключающиеся в произнесении
определенных звуков и их сочетаний строго
определенным способом.

Упражнения – это гласные и согласные звуки,
произносимые в различных сочетаниях и в
определенной последовательности. При
произношении звуков вибрация голосовых связок
передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает
расслабляющее действие на гладкую мускулатуру
дыхательных путей. Все упражнения выполняются
медленно, без напряжения. Звуковая гимнастика
должна вызывать чувство облегчения, а не утомления.
Звуки, в зависимости от цели, можно произносить
громко, тихо, протяжно или коротко. Не нужно
заниматься на голодный или на полный желудок.

При астматическом бронхите и бронхиальной астме –
жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся
громко и энергично, а при хроническом обструктивном
бронхите – все те же звуки, но их звучание должно
стать мягким, тихим (можно произносить их даже
шепотом), успокаивающим.

Цель звуковой гимнастики
Следует обучить больного после вдоха через нос
сделать небольшую паузу и выдохнуть через открытый
рот с последующей более удлиненной паузой.
На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и
общеукрепляющих упражнений в соотношении 1:1.
Продолжительность процедуры – от 10 до 30 мин,
индивидуальные занятия – 2 – 3 раза в день.
Тренировочный период начинают в стационаре и
продолжают всю жизнь

Показания
ХОБЛ;
Бронхиальная астма;
Обструктивный бронхит;
Астматический бронхит;
Другие заболевания, сопровождающиеся
затруднением выдоха, т.е. при экспираторной
одышке.

Звуковая гимнастика практически
не имеет противопоказаний
При ухудшении самочувствия, появлении одышки или
кашля занятие нужно немедленно прекратить.

По силе воздушной струи и вибрации
все согласные звуки подразделяются на 3
группы:
1. Максимальная сила возникает при произнесении
глухих согласных п, т, к, ф, с; соответственно возникает и
наибольшее напряжение мышц грудной клетки и
диафрагмы.
2. Среднее по силе напряжение развивается при
произнесении звонких согласных б, д, г, в, з.
3. Наименьшая сила воздушной струи развивается при
произнесении так называемых сонант: м, н, л.

Некоторые согласные звуки в звуковой
гимнастике обозначаются специальными
терминами:
- жужжащие: ж, з;
- свистящие и шипящие: с, ф, ц, ч, ш;
- рычащий: р.

Гласные звуки. Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в
строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это
будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ. И так по всем гласным звукам.
Глухие согласные звуки. Звуки Т и П произносят коротко, отрывисто, по отдельности или в сочетании с
другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.
Звонкие согласные звуки. Это звуки Б, Д, В, З. При произнесении звука З возникает самая глубокая
вибрация.
Другие звуки. Звуки Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а звук Р – «рычащим». Он
произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания
сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает звук Р, то его обязательно
нужно заменить на Ж, З или Ш.
Главные звуки.
1. М – произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.
2. ПФФ – произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.
3. Короткий, отрывистый Т – успокаивает кашель.
Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесе-нии тех или иных
звуков. Этот факт и используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц и
диафрагмы. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных – П, Т, К, Ф, С. Произнося
их, мышцы грудной клетки и диафрагмы напрягаются больше всего. Среднее по силе напряжение
развивается при произнесении звонких согласных – Б, Д, Г, В, З. Легче всего, почти не прилагая к этому
никаких усилий, проговаривать звуки: М, Л, Р, Н.

Комплекс звуковой гимнастики
До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» – «ППФ»
(через губы, сложенные трубочкой), и с него же начинаются занятия. После
«очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение – «закрытый стон»
– «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти
на колени ладонями вниз.
1-е занятие: Упр. 1. Очистительный выдох. ПФФ – 5–7 раз.
2-е занятие: Упр. 1. ПФФ – 3 раза. Упр. 2. Закрытый стон. МММ – 3 раза. ПФФ – 1 раз.
Упр. 3. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
3-е занятие: Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3. Упр. 4. ГРРУФ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
4-е занятие: Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3, Упр. 4 – повторить. Упр. 5. ДРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу
и ПФФ – 1 раз.
5-е занятие: Упр. 6. РРР – 3 раза и ПФФ – 1 раз. Упр. 7. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и
ПФФ – 1 раз.

Cлайд 1

«Бегемотики» Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза. Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот.

Cлайд 2

«ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза. опубликовано на www.logolife.ru опубликовано на www.logolife.ru

Cлайд 3

«МЕСИМ ТЕСТО» Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием. опубликовано на www.logolife.ru опубликовано на www.logolife.ru

Cлайд 4

«БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. опубликовано на www.logolife.ru опубликовано на www.logolife.ru

Cлайд 5

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). опубликовано на www.logolife.ru опубликовано на www.logolife.ru